"Ъ" сообщил о всплеске мошеннических звонков клиентам банков с подменных номеров
Москва. 25 февраля. INTERFAX.RU - На минувшей неделе резко активизировались мошенники, звонящие клиентам банков с использованием технологии подмены номеров, пишет в понедельник "Коммерсантъ" со ссылкой на источники в банках.
"Если ранее у нас было одно-два сообщения в колл-центр о мошеннических звонках, то буквально с 18 февраля их количество возросло в десятки раз", - отметил один из собеседников издания.
При этом, по словам другого источника "Ъ", мошенники звонят не только клиентам банков, но и в колл-центры, причем с подменой номеров клиентов. "Если система пропускает такой звонок, то злоумышленник может узнать баланс по карте, последние операции и так далее, чтобы использовать эти данные для более убедительной социальной инженерии, делая ее более эффективной", - сообщил собеседник издания.
В конце января с подобной проблемой столкнулся Сбербанк. Его клиентам звонили с телефонов, определявшихся как официальные номера банка. Злоумышленники сообщали об угрозе несанкционированного списания средств и предлагали заблокировать карту, а деньги временно перевести на защищенный счет. Звонившие знали паспортные данные клиентов Сбербанка, а также были осведомлены об остатке на счетах и последних транзакциях. Мошенники даже имитировали СМС-сообщения от банка, если клиенты сомневались в действиях звонивших.
Юникредит-банк и Райффайзенбанк выпустили официальные предостережения для клиентов об участившихся случаях мошенничества со звонками от имени банка.
В ЦБ РФ заявили о консультациях с банками и отметили, что решение проблемы требует технической и юридической проработки.
В свою очередь Артем Калашников, глава Глава ФинЦЕРТ - подразделения ЦБ по вопросам кибербезопасности - отметил, что технические ресурсы для решения проблемы есть у операторов связи, у правоохранительных органов, у ЦБ. "Тут главное - скорость реакции: банк видит проблему, сообщает в АСОИ (автоматизированная система обмена информацией), дальше оператору, но если сейчас оператор после "принято в работу" может тянуть неделю, то тут и операторы связи должны действовать оперативно", - сказал он "Ъ".
Как отмечает "Ъ", "операторы связи предпочитают отрицать наличие проблемы". В МТС изданию сообщили, что в сети компании подмена номеров невозможна, а в случае внешних угроз мошеннические действия блокируются. "Теле2" и "МегаФон" на запрос "Ъ" не ответили, а в "Вымпелкоме" сообщили о блокировке нескольких тысяч звонков с подменных номеров в день, а роста мошеннических звонков не зафиксировано.
Между тем украденные при помощи звонков с подменных номеров средства вернуть нельзя. Мошенники узнают у клиентов банков информацию, которую они не могут озвучивать третьим лицам. Таким образом, происходит нарушение правил пользования картой, при котором возмещение потерь не предусмотрено.