МТС отложила на "узбекское дело". Обобщение
Акции компании упали более чем на 5% на новостях о создании резерва в 55,8 млрд рублей под выплаты в рамках антикоррупционного расследования в Узбекистане
Москва. 20 ноября. INTERFAX.RU - Оператору МТС, в отношении которого американские власти с 2014 года ведут антикоррупционное расследование из-за бизнеса в Узбекистане, не удалось избежать участи других участников этой громкой истории, ранее уже получивших серьезные штрафы. И хотя разбирательство SEC и Минюста США пока продолжается, а форма и сроки урегулирования неизвестны, компания во вторник объявила, что зарезервировала 55,8 млрд рублей для возможных выплат в рамках этого дела.
Как строился бизнес
По утверждению американских властей, операторы МТС, VEON и Telia использовали сеть подставных компаний и фальшивые консультационные контракты для многомиллионных взяток структурам, связанным с семьей бывшего президента Узбекистана, для выхода на телекоммуникационный рынок страны. По итогам расследования VEON (бывший Vimpelcom) выплатил штраф в размере $795 млн, cкандинавский телеком-холдинг Telia Company - $965 млн.
Сумма, которую закладывает МТС ($850 млн), соответствует этому уровню, полагает аналитик Sova Capital Александр Венгранович. "Рынок ожидал, что однажды будут объявлены и итоги расследования по МТС, но сроки оставались неясными", - сообщил он.
Аналитика "Открытие Брокер" Тимура Нигматуллина также не смутил размер резерва. "Немного выше, на $50 млн, чем ранее у VEON; по факту само создание резерва может означать активизацию переговоров с США", - сообщил он.
Думали, что уже расплатились
МТС дважды пыталась наладить работу в Узбекистане. В первый раз компания потеряла там бизнес в 2012 году, когда "дочка" оператора "Уздунробита", в то время лидер на узбекском рынке связи с абонентской базой 9,3 млн человек, была лишена лицензий.
В конце 2014 года МТС подписала мировое соглашение с местными властями об урегулировании всех взаимных претензий, и в итоге получила 50,01% в операторе Universal Mobile Systems (UMS), а ГУП "Центр радиосвязи, радиовещания и телевидения" (структура Госкомсвязи Узбекистана) - 49,99%. СП работало на инфраструктуре и оборудовании бывшей "Уздунробита".
Не проработав и двух лет, в 2016 году МТС вышла из бизнеса в Узбекистане, продав местному правительству 50,01% UMS. Позже стало известно, что актив был продан за символический $1.
"Для рынка новость о резерве стала сюрпризом, несмотря на то, что о факте расследования известно уже несколько лет, и что VEON ранее по аналогичному делу заключил соглашение и выплатил существенный штраф. Когда МТС выходила из узбекского бизнеса и продавала активы, могло сформироваться мнение, что продажа и являлась частью урегулирования разбирательства. Хотя никаких подтверждающих заявлений не звучало. И уж точно рынок не предполагал, что резерв МТС окажется такого объема", - сказал старший аналитик "Уралсиба" Константин Белов "Интерфаксу".
Дивидендная история - важный элемент
Новости о создании финрезерва были негативно восприняты инвесторами, акции компании упали более чем на 5%, до уровня начала сентября. Как отмечается в обзоре "АТОНа", резерв составляет более 10% от рыночной капитализации компании, при этом на данный момент неясно, когда и в какой степени будет реализована ответственность, что и оказывает давление на акции.
Белов из "Уралсиба" не исключает, что в случае выплаты МТС будет вынуждена скорректировать дивидендные выплаты. "Если будет поднят вопрос о реальной выплате такой суммы, причем единовременно - это окажет существенную нагрузку на денежные потоки компании, в том числе на осуществление дивидендных выплат на текущем уровне. Я не исключаю, что корректировка по дивидендным выплатам возможна в случае, если штраф в объеме 55,8 млрд рублей реально будет выплачен", - отметил аналитик.
Впрочем, в ходе телефонной конференции для аналитиков и инвесторов менеджмент уверил, что возможная необходимость расплачиваться за Узбекистан не скажется на дивидендах оператора. "Мы считаем, что дивидендная история - важный элемент нашего инвестиционного тезиса. В следующем году мы будем утверждать новую дивидендную политику, и мы, думаю, сохраним в целом идеологию, согласно которой будет обеспечен высокий дивидендный возврат акционерам", - сказал президент компании Алексей Корня.
Он напомнил, что компания направляет на дивиденды акционерам средства от свободного денежного потока, который формируется из операционного денежного потока, позволяющего поддерживать высокий дивидендный возврат, и не предполагает займов под выплаты дивидендов.
"Мы полагаем, что МТС предпочтет финансировать потенциальный платеж при помощи нового долга или существующих кредитных линий, поскольку долг основного акционера МТС - АФК "Система" - остается ключевым приоритетом", - отмечается в обзоре Sova Capital. АФК ежегодно получает от МТС порядка 25 млрд рублей дивидендов, и эти средства крайне критичны для корпорации в связи с ее намерениями сокращать свой долг. Долговая нагрузка МТС, в отличие от материнской компании, достаточно низкая, полагают аналитики. "Даже если предположить, что такая выплата произойдет и увеличит чистый долг на 25%, он все равно останется приемлемым", - заключил К.Белов.
"Скорее всего, компания выполнит минимальные обещания по дивидендной политике в 2018 году. А вот что будет дальше с учетом "закона Яровой" и списаний - большой вопрос. Ждем обновленной дивполитики", - резюмировал Нигматуллин.
Сейчас за пределами РФ бизнес у МТС остался только в Армении, Белоруссии и на Украине. В Средней Азии, помимо Узбекистана, МТС работала в Туркмении, однако осенью 2017 года компания приостановила оказание услуг своим абонентам: оператору не продлили сроки действия разрешений на частоты, а "Туркментелеком" отключил услуги международной и междугородней зоной связи и доступа в интернет. Сейчас МТС оспаривает действия туркменских властей в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров при Всемирном банке.