Основная нагрузка от сохранения экспортной ж/д надбавки ляжет на угольщиков

Общие потери основных промышленных холдингов могут составить 253 млрд рублей, пишет "Ъ"

Москва. 25 октября. INTERFAX.RU - Основная нагрузка от сохранения до 2025 года экспортной надбавки к грузовым железнодорожным тарифам ляжет на угольщиков.

По расчетам пользователей ж/д транспорта, общие потери основных промышленных холдингов могут составить 253 млрд руб., пишет в четверг "Коммерсантъ" со ссылкой на осведомленный источник.

"Более половины суммы придется на угольную отрасль - 130 млрд руб. Но пострадают и экспортеры черных металлов (37 млрд руб.), производители удобрений (24 млрд руб.), экспортеры леса (19 млрд руб.), химикатов (более 12 млрд руб.) и зерна (10 млрд руб.), производители руд черных и цветных металлов (4 млрд и 1 млрд руб. соответственно), кокса (более 2 млрд руб.), компании цветной металлургии (1 млрд руб.)", - отмечает газета.

"По крупнейшим холдингам затраты распределятся так: "Сибирская угольная энергетическая компания" - 27 млрд руб., "Кузбассразрезуголь" - 20 млрд руб., "Сибирский деловой союз" - 17 млрд руб., Evraz - 16 млрд руб., "Сибантрацит" и "Уралхим" - по 8 млрд. руб., "Мечел" - 7 млрд руб., КТК и ММК - по 6 млрд руб.", - добавляет издание.

Как полагают участники рынка, вопрос сохранения экспортной надбавки к тарифу в 8% для всех грузов, кроме нефтепродуктов и алюминия, до 2025 г. будет поднят в четверг в ходе обсуждения у вице-премьера РФ Максима Акимова долгосрочной программы развития (ДПР) ОАО "Российские железные дороги". Окончательное же решение может быть принято на совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, которое стоит в графике на 29 октября.

РЖД объявили о наличии в ДПР серьезного дефицита в начале октября, напоминает "Коммерсантъ". Монополия заявила, что часть дыры хочет закрыть за счет сохранения экспортной надбавки в 8%, которую исходно планировалось отменить с 2019 г. Сначала речь шла о продлении только на 2019 г., потом на 2019-2021 гг., а в итоге предлагается до 2025 г. В опубликованном проекте тарифного приказа Федеральной антимонопольной службы РФ надбавку предполагается закрепить, обнулив лишь для алюминия и нефтепродуктов и снизив до 5,4% для экспорта автомобилей.

Но этим расходы грузоотправителей не ограничатся. По словам одного из источников газеты, еще около 67 млрд руб. монополия планирует получить за счет повышения на 6% тарифа на порожний пробег. Ранее в качестве альтернативы предлагалась отмена специальных тарифных схем на порожний пробег вагонов с улучшенными техническими характеристиками.

Ее поддержала ФАС, но Совет потребителей "Российских железных дорог" не пришел к консенсусу. Представитель монополии пояснил изданию, что с антимонопольным ведомством "обсуждалось изменение уровня тарифа на порожний пробег для оптимизации последнего и повышения эффективности работы железнодорожного транспорта".

Между тем, источник "Коммерсанта" в одном из промышленных холдингов отмечает, что финансовый результат РЖД улучшается год от года: чистая прибыль в январе-июне выросла на 21%, до 64,8 млрд руб., рентабельность по EBITDA достигла 25%. Рост целевой рентабельности в ДПР (до 32,7%) также свидетельствует об устойчивом финансовом положении компании. Это исключает необходимость продления экспортной надбавки, считает собеседник газеты. Тем более, что в долгосрочной программе развития указаны крупные дополнительные резервы - 880 млрд руб., которые монополия планирует сэкономить при смягчении требований законодательства о транспортной безопасности, но финансовая модель их не учитывает.

Другой источник издания подчеркнул, что Совет потребителей уже согласовал сохранение экспортной надбавки, но этим стоит ограничиться: 60-70 млрд руб. в семилетней перспективе на фоне 2 трлн руб. финансовой бреши, о которой говорят РЖД, и годовой выручке холдинга в 1,8 трлн руб. "выглядят не очень существенно".

По мнению одного из собеседников газеты, учитывая, что экспортная надбавка в основном падает на угольщиков, обременение отрасли выглядит избыточным. Возмущение экспортеров понятно, отметил другой источник издания, однако на плечи РЖД легли "майские указы" президента с высокими требованиями к развитию инфраструктуры без источников финансирования проектов.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });