Вечно живой Адам Смит
"Отец-основатель" теории рыночной экономики, шотландец Адам Смит предсказал нынешний финансовый кризис за 232 года до того, как он случился. И уже тогда он предлагал простое решение всех проблем
Москва. 12 февраля. IFX.RU - Свободный рынок умер. Его убили Октябрьская революция, фашистский режим, кейнсианство, Великая депрессия, победа лейбористов в 1945 году, новая волна кейнсианства, арабское нефтяное эмбарго, "третий путь" профессора Энтони Гидденса и нынешний экономический кризис. Свободный рынок умирал как минимум 10 раз в течение прошлого столетия. Интересно, что бы сказал "отец-основатель" теории рыночной экономики, шотландец Адам Смит, услышав о смерти рынка?
Как пишет британская Financial Times, ему бы вряд ли удалось что-нибудь сказать - он бы очень смеялся. Смит определил точную причину нашего экономического бедствия не перед тем, как оно произошло, а за 232 года до того, как оно должно было случиться.
В самом известном своем труде "Исследование о природе и причине богатства народов", опубликованном в далеком 1776 году, Смит пишет: "Жилой дом сам по себе не приносит никакой прибыли человеку, который в нем живет. Даже если дом сдается в аренду и приносит арендодателю ренту, дом все равно не производит никакой стоимости, и для выплаты этой ренты у арендатора должен быть другой доход". Следовательно, заключает Адам Смит, несмотря на то, что дом способен приносить доход отдельно взятому человеку, "доход всего населения ни на йоту увеличить он не может".
Писал Смит и о так называемых спекулятивных пузырях, которые он корректно называет "случаями перегрева" (overtrading).
За три года до рождения Смита, в 1717 году во Франции была учреждена Миссисипская компания. За три года до рождения Смита, в 1720 году, эта компания вместе с "Компанией Южных Морей" потерпели крах.
Главой Миссисипской компании был известный в то время финансист Джон Ло, Бернард Мэдофф того времени. Он пользовался поддержкой регента Филиппа Орлеанского. Компания выпустила 200 тысяч акций по 500 ливров каждая. При этом покупатели могли оплачивать акции не только монетой и банкнотами, но и государственными обязательствами, которые на рынке котировались ниже номинала.
Таким образом, компания становилась кредитором государства. Почти сразу возник лихорадочный спрос на акции Миссисипской компании. На следующий год Ло от имени руководства компании обещал очень большие дивиденды, что спровоцировало рост спроса на акции. Компания решила выпустить еще 300 тысяч акций и продавать их по рыночному курсу. Между тем курс 500-ливровой акции поднялся до 10-15 тысяч. Закончилось это, понятное дело, плохо. Крах "Компании Южных Морей" был результатом губительных махинаций британского казначея Роберта Харли, графа Оксфорда, который работал примерно по той же схеме с государственными долгами.
В 1772 году, когда Смит писал свой знаменитый труд, коллапсировала банковская система Шотландии. Только три из 30 эдинбургских банков выжили в этой бойне. Реакция на кредитный кризис в Шотладии звучит до боли знакомо: банки решили выпустить облигации и привлечь их покупателей выплатой высоких процентов, что чревато полной потерей капитала.
Сверхприбыль же, как правило свидетельствует о перегретости того или иного рынка или страны. И самые высокие прибыли всегда, как правило, получают в странах, которые в ближайшее время собираются потерпеть крах.
Раз за разом участники рынка наступают на одни и те же грабли, впадают в безумие, регулярно взвинчивающее цены на тот или иной актив - землю в Луизиане, акции, облигации, луковицы тюльпанов или закладные, обеспеченные недвижимостью. Это безумие неизменно подогревается одной простой идеей, которая заключается в том, что благодаря кредитной экспансии этот актив может расти в цене до бесконечности.
Такие дикие взлеты цен на активы могут случаться только там, где есть то, что Смит называет "хитроумными крыльями бумажных денег". Чтобы производить такое количество бумаги нужно либо правительство, либо компания, сопоставимая с правительством, какими, собственно говоря, и являются современные банки. Как утверждает Смит, "правительство, состоящее исключительно из торговцев, возможно, наихудшее из всех правительств".
И как бы Адам Смит действовал в нынешней ситуации? Нужно банально снизить стоимость спекулятивных активов, то есть просто-напросто платить за них меньше. И все. Работа сделана.
Страны вливают в банки все больше государственных средств. Но Смит говорит, что попытки увеличить богатство любой страны, вливая или изымая из экономики ненужное количество золота и серебра, так же абсурдны, как попытки улучшить жизнь частных семейств, обязывая их иметь ненужную кухонную посуду.
Мы могли бы пригласить экспертов, чтобы управлять антикризисными вливаниями. Но Смит утверждает: "Я никогда не знал ничего хорошего от тех, кто влиял бы на торговлю ради общественного блага".
И мы можем национализировать экономики. Но Смит говорит: "Государство может чеканить монету, но вряд ли станет когда-нибудь хорошим виноторговцем или аптекарем".
/IFX.RU/