В Аргентине в воскресенье начнется министерская конференция ВТО
Москва. 10 декабря. INTERFAX.RU - В воскресенье в Буэнос-Айресе (Аргентина) начинает работу одиннадцатая министерская конференция Всемирной торговой организации, которая проходит раз в два года и является высшим органом организации, определяющим правила ВТО.
Россия третий раз принимает участие в министерской конференции в качестве полноправного ее члена. Делегацию возглавляет министр экономического развития РФ Максим Орешкин.
Конференция продлится с 10 по 13 декабря, и главной ее интригой, безусловно, является позиция США в отношении дальнейшего развития ВТО.
В 2013 году на министерской конференции на Бали (Индонезия) основным принятым документом стало соглашение о содействии развитию торговли, которое, по оценкам ОЭСР, для российских компаний принесло выгоду порядка $21 млрд в год за счет сокращение административных и прочих издержек во внешней торговле. Для мировой торговли польза от этого соглашения оценивалась от $400 млрд до $1 трлн в год.
На конференции в 2015 году в Найроби (Кения) был принят ряд принципиальных решений в сфере сельского хозяйства, в частности очень важное для РФ решение о запрете экспортных субсидий в сельском хозяйстве и совершенствовании правил конкуренции. Россия не применяла экспортные субсидии в сфере АПК в соответствии с обязательствами, принятым при присоединении к этой организации, что ставило российских сельхозпроизводителей в неравные условия с конкурентами из других стран, и решение в Найроби выравнивало условия ведения бизнеса, пусть и через какой-то переходный период.
В ходе конференции ВТО в Аргентине планируется обсудить ряд актуальных торговых вопросов, в том числе: упрощение процедур осуществления инвестиций, электронную коммерцию, поддержку сельского хозяйства, администрирование госзапасов для целей продовольственной безопасности в развивающихся странах, доступ на рынок сельскохозяйственных товаров, включая специальные защитные меры, ограничение рыболовных субсидий, торговлю хлопком, поддержку и развитие малых и средних предприятий, внутреннее регулирование в услугах.
Позиция США
Принципиальной особенностью министерской конференции станет тот факт, что США, которые на предыдущих таких встречах традиционно были главным двигателем всех идей развития организации, стали после избрания президентом Дональда Трампа занимать другую позицию, и эта позиция зачастую непонятна для остальных участников организации.
В частности, в рамках мероприятий АТЭС США заблокировали тексты, которые поддерживали все остальные члены АТЭС и которые традиционно в общих словах говорили об укреплении многосторонней системы, либерализации торговли и так далее. При этом США не заявляют, что ВТО не нужна, но, среди прочего, предлагают вместо термина "свободная торговля" использовать термин "честная торговля", а такого термина в ВТО просто нет.
Многие страны при этом, включая США и Россию, указывают на необходимость повышения эффективности работы ВТО. Нужна реформа ВТО, чтобы ее механизмы и инструменты срабатывали более оперативно и четко. Вопрос как всегда в согласовании того что реформировать, в какие сроки и что получить на выходе.
Некоторые инициативы уже появились, например, по системе совершенствования процедуры нотификации (предоставление информации о принятых регулятивных актах в той или иной стране). Некоторые страны не предоставляют такие нотификации в ВТО, но ответственность за это не прописана в правилах организации. Предложена следующая идея - если страна становится должником в нотификации, то она начинается ущемляться в правах ВТО, например, ей не предоставляются переговорные документы, а в дальнейшем, если эта страна не исправляется - перед каждым выступлением такой страны в ВТО будет объявляться, что выступает страна-нарушитель по процедурам нотификации.
Главные вопросы
Из повестки торговых консультаций по актуальным вопросам на конференции в Аргентине можно выделить шесть основных треков, по которым шла подготовительная работа в течение года.
Первая тема - отмена рыбных субсидий. В мире порядка $7 млрд субсидий рыбакам, из них большая часть приходится на Китай. В России при этом таких субси=дий нет. Изначально инициатива предполагала ограничение и постепенный запрет на все субсидии, но по мере переговоров стало ясно, что компромисса вряд ли удастся добиться по всем субсидиям, и сейчас рассматривается тема с запретом субсидий, касающихся незаконного и нерегулируемого вылова. Главной проблемой является выработка механизма, который бы мог разделять субсидии на законный и незаконный промысел.
Вторая тема - электронная торговля. Есть два подхода к обсуждению этой темы на министерской конференции. Одни страны предлагают договориться о базовых правилах в сфере электронной торговли уже на конференции в Буэнос-Айресе. Другие страны, включая Россию, предлагают на самой встрече только договориться о начале переговоров после конференции по выработке единых правил и заключении соответствующего соглашения в дальнейшем. Обоснование второй группы следующее - во многих странах сейчас нет еще полного законодательства по регулированию всех сфер электронной торговли, а также не решен вопрос обеспечения безопасности в этой сфере, в том числе безопасности потребителей, оплачивающих кредитной карточкой товар, безопасности банков, безопасности интернета и так далее. Поэтому страны, поддерживавшие вторую позицию, считают, что выработать уже сейчас соглашение внутри ВТО по электронной торговле явно преждевременно.
Третья тема - сельское хозяйство. Речь идет в частности о продолжении сокращения объемов поддержки сельского хозяйства. Но количество разногласий по формуле снижение такое, что вероятность договориться на конференции незначительна. Кроме того, РФ вышла здесь с инициативой запретить применение специальных защитных мер в сельском хозяйстве, которые сейчас применяют около 30 стран-членов ВТО (в том числе США и ЕС). Еще одна традиционная тема в рамках сельского хозяйства - государственные запасы для целей продовольственной безопасности. Ряд развивающихся стран, прежде всего, Индия хочет подтвердить дополнительное право (сверх общего разрешенного объема на поддержку сельского хозяйства) на закупки продовольственных товаров в резервы, а резервы использовать для стабилизации цен. Другие страны при этом также уже по традиции выдвигают жесткое требование - чтобы товары из этих запасов не выходили на внешние рынки.
Четвертый трек - инициатива по содействию инвестициям, которую активно, в частности, продвигают РФ и Китай. Речь идет о начале выработки после конференции единых правил поощрения инвестиций, что выравнивало бы условия для инвестиций из разных стран.
Пятый блок вопросов - поддержка малых и средних предприятий. Инициатива заключается в том, чтобы начать переговоры в рамках ВТО по схемам поддержки МСП с точки зрения торговой политики. Например, антидемпинговые процедуры для малых компаний стоят больших денег, и ряд стран предлагает вывести малые и средние предприятия из-под антидемпинговых мер, так как их вклад в искажение рынка незначителен. Важным моментом в этой теме является выработка общих критериев отнесения МСП в разных странах.
Шестой большой трек - внутреннее регулирование в услугах. Речь идет об общих правилах принципов регулирования услуг.
Для России подвижки по всем шести направлениям достаточно важны и выгодны, так как создают для российских компаний лучшие условия для бизнеса за рубежом, при этом не снижая действующий уровень защиты внутреннего рынка в РФ.
Тема санкций в отношении России естественно не является предметом многосторонних переговоров по торговле, но никто не запрещает ее озвучить и привлечь к ней внимание в ходе выступления главы Минэкономразвития РФ на конференции (представители каждой страны ВТО выступают с небольшой речью, где отражают свое видение текущей ситуации в ВТО и перспектив ее развития).