Российский автопром просыпается от спячки

Отечественные автопроизводители запускают свои конвейеры после длинных новогодних каникул. Однако кризис делает свое черное дело: в полную силу они работать не собираются. Не намного лучше дела и у иностранцев, работающих в режиме промсборки

Российский автопром просыпается от спячки
Фото: Reuters

Москва. 19 января. IFX.RU - Российский автопром медленно и мучительно просыпается от новогодне-рождественской спячки. Самочувствие у просыпающегося не очень: кризис никуда не делся, и большинство автоконцернов страны сокращает рабочую неделю, чтобы хоть как-то сэкономить средства на предстоящее обострение кризиса ликвидности на рынке.

Сделано в России по-российски

В понедельник возобновили работу "ГАЗ" и "КАМАЗ", которые остановили конвейер 29 и 21 декабря прошлого года соответственно. Однако первый будет работать всего три дня в неделю, и до каких пор это будет продолжаться - пока неизвестно. Сама компания объясняет укороченную рабочую неделю еженедельным пересмотром рабочего графика. Правда, подобное оправдание вызывает большие сомнения: "ГАЗ", входящий в "Базовый элемент" Олега Дерипаски, вынужден был еще до праздничных каникул сокращать рабочие смены на ряде конвейеров из-за падения платежеспособного спроса в связи с финансовым кризисом.

"КАМАЗ" пока держится. Как сообщили Интерфаксу в пресс-службе компании, две недели предприятие будет работать 5 дней в неделю, а после рабочий график будет зависеть от объема заказа.

Также Интерфаксу стало известно, что концерн "ИжАвто" тоже отложил запуск конвейера на неделю, и вместо 12 января запустит его в понедельник, 19 числа. Каникулы на предприятии начались 31 декабря, и по словам источника в компании, задержка с открытием объясняется профилактикой и модернизацией оборудования, а также "повышением культуры производства". как именно будет повышаться культура - не сообщается. Однако в пресс-службе ОАО "ИжАвто" отказались комментировать эту информацию.

Тем временем главный российский автогигант, концерн "АвтоВАЗ", и не думает пока запускать свои станки. Перед новым годом его руководство заявляло, что может продлить новогодние каникулы до 2 февраля (с 29 декабря). На время этого периода заработная плата будет выплачиваться рабочим в размере 2/3. Так что работникам главного российского автогиганта придется вынужденно отдыхать еще минимум две недели.

Также пока не планирует открываться и заводы "УАЗа". Сорудники этой компании отдыхают с 25 декабря и их ожидает еще три недели каникул - до 9 февраля. Всех отправили в корпоративный отпуск.

Сделано в России по западному образцу

Между тем иностранные автопроизводители, собирающие машины на территории РФ, почти в полном составе уже возобновили промсборку. Исключением стал только всеволжский Ford, который планирует сделать это 21 января.

General Motors, как и обещал, 12 января снова запустил работу завода в Санкт-Петербурге. Правда, он планирует новую остановку - с 26 января по 15 февраля для технологической отладки оборудования. После этого предприятие, как и "ГАЗ", в течение нескольких месяцев будет работать по трехдневному графику, что "позволит сохранить рабочие места и отладить технологические процессы".

Петербургский завод Toyota снова начал производить автомобили 11 января, однако заморозила строительство второй сборочной линии. Французский автоконцерн Renault возобновил работу московского завода "Автофрамос" после каникул 12 января (конвейер встал 13 декабря).

Автомобильный бум в России подошел к концу. Уже по итогам 2008 года количество проданных иномарок выросло всего лишь на четверть, темпы роста продаж упали в 4 раза. Российский автопром, и без того не очень популярный среди отечественных автолюбителей, тоже сдает позиции.

Эксперты прогнозируют, что продажи новых автомобилей сократятся в 2009 году в РФ на 19% по сравнению с 2008 годом - до 2,4 млн штук. И это при том, что в последние годы они показывали головокружительный рос. Теперь же автопром и российского, и зарубежного розлива обещает столь же головокружительное падение. Есть и другие прогнозы - что рынок упадет на 15% или на 40%.

Однако это не помешало единственному позитиву на рынке: шведский автоконцерн Volvo Group запускает в понедельник завод по производству грузовых автомобилей в Калуге. Компания начала строительство завода в октябре 2007 года. Общий объем инвестиций в проект должен достичь 100 млн евро, на заводе будет ежегодно производиться 10 тыс. грузовиков Volvo и 5 тыс. грузовиков Renault. На заводе в Калуге будет также выпускаться строительная техника Volvo. Производство стройтехники планируется начать после 2010 года с выпуска экскаваторов.

Большие ожидания крупных перемен

Эксперты консалтинговой и аудиторской компании КПМГ прогнозируют, что в автомобильной промышленности неизбежны банкротства и ряд сделок по слияниям и поглощениям. Но по-прежнему аналитики возлагают большие надежды развивающиеся рынки и альтернативные виды топлива. Согласно данным ежегодного глобального исследования КПМГ, в течение следующих пяти лет производители автомобилей сосредоточат усилия на инвестициях в новые модели, продукты и технологии в целях удовлетворения потребительского спроса на экономичные и доступные автомобили.

Они также прогнозируют увеличение количества банкротств, в результате чего вырастет количество операций по реструктуризации и слияниям и поглощениям. Кроме того, они полагают, что обострится вопрос избыточности производственных мощностей во всем мире. Основная причина таких предположений заключается в снижении объема продаж.

Вместе с тем, потенциал роста есть у развивающихся рынков, считают эксперты КПМГ. Развитие возможно за счет разработки альтернативных видов топлива и новых технологий. Таковы результаты опроса, проведенного КПМГ среди 200 руководящих сотрудников автомобильной отрасли.

Однако несмотря на текущий кризис, респонденты возлагают большие надежды разработку в будущем альтернативных видов топлива и новых технологий, а также на потенциал развивающихся рынков. Ожидается, что там отрасль будет расти быстрее, нежели в других регионах. За пределами Китая и Индии наибольший потенциал роста ожидается в Центральной и Восточной Европе, а также в Центральной и Южной Америке, особенно в Бразилии.

Респонденты полагают, что стоимость станет более важным фактором при принятии решений покупателями, чем качество автомобиля. При этом грядет серьезный передел рынка. 33% опрошенных КПМГ менеджеров полагают, что свою долю рынка увеличат российские производители, 64% руководителей верят в возможность вхождения китайской или российской компании-производителя в первую десятку в своей стране в течение следующих пяти лет.

По мнению респондентов, существенно расширят свою долю рынка китайские и индийские автомобильные марки. Перспективы немецких марок также положительны: 60% опрошенных экспертов полагают, что Volkswagen увеличит свою долю рынка, 40% респондентов считают, что вырастет доля BMW, а 32% прогнозируют увеличение доли рынка Mercedes. С другой стороны Прогнозы относительно американских производителей, достаточно пессимистичны: две трети респондентов полагают, что доля рынка GM, Ford и Chrysler сократится.

Так что не все аналитики утратили оптимизм относительно будущего мирового рынка автомобилей. Конечно, лицо автопрома изменится, но вряд ли все потребители разом откажутся от собственных автомобилей.

Новости по теме

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });