Друг "Газпрома" вошел в совдир ТНК-BP
ТНК-BP все делает с размахом - если добывать нефть, так на Самотлоре, если ссориться - так на весь мир, если выбирать независимого директора - так Бундескнцлера. Герхард Шредер, вместе с главой РСПП А.Шохиным и председателем совета директоров крупнейшей горнодобывающей компании Rio Tinto Дж.Лангом станет независимым директором российско-британского СП
Москва. 15 января. IFX.RU - Конфликт акционеров ТНК-ВР, боровшихся все лето прошлого года за право развивать компанию по собственному усмотрению, был самым заметным корпоративным событием российской нефтянки.
Точку в конфликте должно было поставить избрание нового совета директоров, который сбалансировал бы интересы двух групп акционеров - российского консорциума Альфа\Аксесс\Ренова (Михаил Фридман, Леонард Блаватник и Виктор Вексельберг) и британской BP.
Ожидалось, что акционеры предложат по 4 кандидата, представляющие каждую группу, и одного независимого. Однако, одного оказалось недостаточно: в совет директоров предложены целых три кандидата-тяжеловеса: Шредер, Шохин и Ленг.
Первый в представлении не нуждается - канцлер Германии с 1998 по 2005 год, лучший друг России и "Газпрома". За это, кстати, и пострадавший - в декабре 2005 года, когда кресло канцлера еще не успело остыть, Шредер возглавил комитет акционеров North European Gas Pipeline Company (которая впоследствии была переименована в Nord Stream), компании-оператора Северо-Европейского газопровода. И сразу же на него обрушилась лавина критики и обвинений: в Nord Stream верховодит российский "Газпром", который уже давно сидит костью в горле у всей Европы, и экс-канцлер одной из ведущих европейских стран согласился принимать от него деньги за свою работу! Доходило даже до обвинений в коррупции и подозрений в том, что Шредер собирается выступить в качестве прикрытия для легализации российских активов сомнительного происхождения. В газете The Washington Post решение Шредера было названо "политическим предательством".
С тех пор страсти поутихли, однако назначение Шредера на пост независимого директора в ТНК-ВР, за конфликтом в которой пристально наблюдала вся европейская общественность, может взволновать ее снова. Да и не только европейскую общественность. Шредер настолько сильно ассоциируется с "Газпромом", что слухи о будущем поглощении ТНК-ВР газовой монополией, разгорятся с новой силой.
Хотя, участие Шредера в совете директоров, может помочь с решением одной из главных проблем компании - урегулированием вопросов с гигантским Ковыктинским газоконденсатным месторождением, которое, во-многом из-за позиции "Газпрома", не разрабатывается и не будет разрабатываться ближайшие лет 10-12.
Второй фигурой в "трио независимых" ТНК-ВР стал президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, который стал уже традиционным независимым директором.
Третьим в стане независимых директоров будет Джеймс Ленг, недавно назначенный на пост председателя совета директоров горнодобывающей компании Rio Tinto, который пока не успел отметиться в России ничем особенным.
Нужно помнить, что ТНК-ВР до сих пор остается без главы. Его обязанности пока исполняет Тим Саммерс. Основным кандидатом на этот пост является экс-гендиректор ГМК "Норильский никель" Денис Морозов, еще одна очень сильная фигура в корпоративном мире.
Напомним, в совет директоров ТНК-BP компания BP номинирует четырех представителей: главного исполнительного вице-президента группы ВР по разведке и добыче Эндрю Инглиса, вице-президента ВР Дэвида Питти, возглавляющего бизнес ВР в России, заместителя главного финансового директора ВР Иена Макдональда и лорда Робертсона Порт-Элленского. Такое же количество номинирует и ААР ("Альфа Групп-Аксесс-Ренова"). Таковы были условия мира между акционерами, после чего было объявлено о наступлении эпохи равноправия в третьей по величине нефтяной компании России: председателя совета директоров "Альфа Групп" Михаила Фридмана, председателя группы компаний "Ренова" Виктора Вексельберга, председателя совета директоров Access Industries Леонарда Блаватника и председателя совета директоров Pamplona Capital Management Алекса Кнастера.
Именно состав "независимой" части совета директоров мог бы пролить свет на то, кто же окончательно победил в корпоративной войне. Ланг, можно думать, - будет приятен BP, Шохин - российским акционерам. А Шредер может поднимать тост "За нашу победу!".
/IFX.RU/