Последний вздох рынка иномарок
Зарубежные автопроизводители собирают последний урожай с нивы российского авторынка: в прошлом году продажи иномарок в РФ выросли более чем на четверть. Но это - лебединая песня для авто заграничного производства, ведь темпы роста продаж рухнули почти в 2,5 раза
Москва. 15 января. IFX.RU - Мировые автопроизводители собрали по итогам прошлого года последнюю жатву с российского рынка: несмотря на кризис, продажи автомобилей иностранного производства увеличились. Правда, целиком и полностью положительный результат обязан своим существованием первому полугодию, ведь из-за снижения доходов в последние месяцы россияне стали покупать иномарки гораздо реже.
Пока развитые рынки подсчитывают убытки от сокращения продаж авто, Россия радует автопроизводителей своими достижениями. Как подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи иномарок в России в 2008 году выросли на 26% по сравнению с предыдущим годом. Всего за год на дорогах нашей страны появилось 2 млн 81 тыс. штук новых иномарок. И это в то время, когда в США купили минимальное с 1992 года количество автомобилей, в Японии продажи рухнули до значений с середины 70-х годов, а Западная Европа ждет, что сократится до уровней 1993 года уже в этом году.
Однако радоваться иностранным создателям железных коней не стоит: второе полугодие даже в России, которая, наряду с другими странами БРИК еще полгода назад называлась "спасательным кругом" для мирового автопрома, оказалось неудачным. Только за последний месяц прошлого года наши сограждане купили на 10% иномарок меньше (всего 159 тыс. 711 штук).
Да и рост по сравнению с прошлогодним не впечатляет: в 2007 году он составил 61 проц. (1,645 млн автомобилей), а годом ранее рост - 65 проц. (1,019 млн автомобилей). Налицо сокращение темпов роста в 2,4 раза - это практически аварийный тормоз для иностранных создателей автомобилей.
Причем продаваться стали плохо больше половины автомобильных брендов. Сильнее всего досталось китайским автостроителям: продажи FAW рухнули на 87% (до 50 автомобилей, эта марка никогда не была популярна), а Chery продал на 83% машин меньше (548 штук).
Но если китайские авто недавно пришли на рынок и не очень известны в России, да и престижность этих марок весьма сомнительна, то падение спроса на немецкий Porsсhe, одну из престижнейших марок, на 62% (до 60 машин), и американский Cadillac на 57% (до 43 автомобилей) говорит о многом: предсказанное падение "люксовых" брендов началась. К примеру, престижная Alfa Romeo сократила продажи за год на 60% (до 321 авто).
На плаву в декабре смогли удержаться автобренды так называемого среднего класса. Наибольший рост показал коммерческий транспорт немецкого Volkswagen (+154%), за ним следует японская Honda (+113%, 5,2 тыс.), американский Jeep (+104%, 228 автомобилей), чешская Skoda (84%, 5 тыс.) и французская Peugeot (+84%, 4,2 тыс. машин).
По итогам года самой продаваемой иностранной маркой в России стала Chevrolet - 235 тыс. 466 автомобилей (за год продажи упали на 6%), за ней следуют Hyundai - 192 тыс. 719 машин (-45%) и Toyota - 189 тыс. 966 (+7%). Недавний бессменный лидер Ford не смог вернуть себе потерянного в 2007 году лидерства и в этом году не смог войти даже в тройку лучших. Он обосновался на четвертом месте с показателем в 189 тыс. 966 машин при сокращении продаж на 15%.
Зато модель Ford Focus вернулась на свое законное первое место по популярности среди российских автолюбителей. По итогам года эта модель стала продаваться на 7% лучше и достигла показателя в 93 тыс. 496 шт. Прошлогодний победитель Chevrolet Lacetti умудрился увеличить продажи на 68% (до 81 тыс. 656 шт.), но не смог удержать "золото" и получил второе место. А вот Renault Logan, несмотря на 23-процентное падение продаж, удалось сохранить бронзовую медаль.
Некоторые автопроизводители уже отчитались по российским продажам сами. И в большинстве случаев названные ими цифры совпадают с подсчетами АЕБ. Таковы, к примеру, Land Rover, Toyota, Nissan. А вот подсчеты японской Mazda не совпали с мнением экспертов АЕБ: по данным самой компании, ее продажи в России в прошлом году выросли на 47%. В отчете АЕБ указана цифра в 45%. Интересно, где потерялись недостающие 2%?
Но как бы то ни было, сейчас уже можно сказать совершенно точно и определенно: небо в алмазах для российского авторынка стало недостижимым. А ведь еще в начале прошлого года ему предрекали фантастическое будущее, и все мировые автостроители мечтали заполучить хоть небольшой его кусочек. PricewaterhouseCoopers прогнозировал, что Россия станет первым и главным в Европе авторынком, обогнав Германию (разумеется, в реальности лидер остался прежним). Ernst & Young обещал примерно то же самое, но к 2012 году.
Однако к осени оптимизм экспертов немного умерился. В августе в АЕБ ожидали 40-процентного роста продаж. Но реальность оказалась более суровой, и сейчас становится ясным, что в этом году не стоит ждать чудес: россияне вряд ли смогут позволить себе покупку автомобиля иностранного производства в ближайшее время. Конечно, говорить о падении продаж иномарок в нашей стране пока рано, но это представляется возможным, ибо российское правительство в борьбе за отечественного производителя объявило форменную войну машинам заграничного производства: увеличены ввозные пошлины, да и налог на иномарки существенно выше, чем на "Жигули".