Госдума приняла в первом чтении законопроект о новых бюджетных правилах

Москва. 5 июля. INTERFAX.RU - Госдума на заседании в среду приняла в первом чтении поправки в Бюджетный кодекс (БК), устанавливающие новые принципы бюджетных правил, ограничивающих расходы федерального бюджета.

Бюджетное правило

Поправками, в частности, определяется, что предельный объем расходов федерального бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде не может превышать суммы нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на природный газ и прогнозируемого валютного курса, прогнозируемого объема ненефтегазовых доходов и прогнозируемого объема расходов на обслуживание государственного долга. Базовая цена на нефть при этом устанавливается на уровне $40 за баррель в ценах 2017 года и подлежит, начиная с 2018 года, ежегодной индексации на 2%.

Такой способ определения предельных расходов ограничивает базовый уровень заимствований объемом расходов на обслуживание долга, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Законопроект одобрен под названием "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ". Введение в действие новой редакции "бюджетных правил" предполагается с 1 января 2018 года, то есть она будет применяться при формировании основных параметров федерального бюджета на 2019 год и последующие периоды.

На 2018 год предусматривается переходный период. Так, общий объем расходов федерального бюджета не может превысить суммы доходов за вычетом нефтегазовых доходов (рассчитанных, исходя из прогнозируемых цен на нефть и газ и обменного курса доллара США к рублю), самих нефтегазовых доходов, прогнозного объема расходов на обслуживание госдолга, увеличенного на 1% ВВП за 2018 год. Предполагается, что это позволит обеспечить условия для внедрения новой конструкции правил.

Использование Резервного фонда и ФНБ

В документе также устанавливается порядок определения объема пополнения и использования средства Резервного фонда. Он определяется как разность между фактически полученными нефтегазовыми доходами и объемом нефтегазовых доходов, рассчитанных при базовой цене на нефть и природный газ. Соответственно, при положительном сальдо происходит накопление Резервного фонда, а при отрицательном - расходование, отмечают авторы законопроекта в пояснительной записке.

Законопроект также с учетом снижения цен на нефть и формирования структурно устойчивой в долгом периоде цены на нефть, соответствующей базовой цене, заложенной в расчет доходов федерального бюджета на 2017-2019 годы, отменяет положения Бюджетного кодекса, касающиеся нормативной величины Резервного фонда.

В законопроекте также установлена возможность направлять средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) в Резервный фонд. Эта норма внесена "в целях обеспечения оперативного управления средствами данных фондов, в том числе в целях финансирования дефицита федерального бюджета", отмечают авторы законопроекта в пояснительной записке.

Законопроект дополняет перечень целей, на которые могут направляться средства ФНБ, новым пунктом о пополнении за его счет Резервного фонда. В текущей редакции БК предусматривается возможность направлять средства фонда на обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ и обеспечение сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ. Кроме того, положение о том, за счет каких средств может формироваться Резервный фонд, дополняется пунктом "средства Фонда национального благосостояния".

Как сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с расчетами Минфина, Резервный фонд будет исчерпан в 2017 году, нефтегазовые доходы, которые поступят при цене на нефть сверх $40 за баррель по итогам текущего года (678,1 млрд рублей), будут в следующем году полностью направлены на финансирование дефицита бюджета РФ, таким образом, к концу 2018 года в фонде средств не будет, и они не будут в него поступать вплоть до 2021 года. В ФНБ же к концу 2020 года сохранится 4 трлн 237,6 млрд рублей.

Министр финансов РФ Антон Силуанов ранее сообщил журналистам о решении объединить средства фондов. По сути, поправка в БК частично решает именно эту задачу.

Особенности формирования бюджета 2018-2020 гг.

Законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2018 года действие норм Бюджетного кодекса, устанавливающих порядок утверждения условно утверждаемых расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода.

Кроме того, при формировании проекта закона о бюджете на 2018 год и последующие годы общий объем условно утверждаемых расходов на 2018 год не предполагается утверждать, на 2019 год он утверждается в объеме не менее 2,5% общего объема расходов бюджета на этот год. При этом общий объем расходов на 2019 и 2020 годы планируется определять в соответствии с новой конструкцией "бюджетных правил".

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });