Экономические последствия конфликта Катара с соседними странами. Обобщение
Отношения с Катаром разорвали Саудовская Аравия, Египет, Бахрейн, ОАЭ, Ливия и Йемен
Москва. 6 июня. INTERFAX.RU - Катар известен в мире благодаря национальной авиакомпании Qatar Airways, международному телеканалу "Аль-Джазира", а также благодаря спорту - эмират примет Чемпионат мира по футболу 2022 года и спонсирует "Барселону", один из известнейших футбольных клубов в мире.
Разрыв дипломатических отношений Катара с Саудовской Аравией, Египтом, Бахрейном, Объединенными Арабскими Эмиратами, Ливией и Йеменом негативно скажется на различных секторах экономики страны. Население Катара насчитывает всего 2,7 млн человек, но влияние этой страны на северо-восточном берегу Аравийского полуострова несоразмерно ее скромным размерам, отмечает BBC.
Авиасообщение
Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Египет приняли решение прекратить авиасообщение с Катаром и закрыть свое воздушное пространство для катарских самолетов. Авиакомпания Etihad Airways, летающая из Абу-Даби, и дубайская Emirates, с утра вторника прекращают рейсы в Катар. У каждой из них есть по четыре ежедневных рейса в Доху и обратно. Также по этому маршруту перестанет летать бюджетная авиакомпания FlyDubai, и за ней могут последовать бахрейнская Gulf Air и египетская Egyptair.
Для Qatar Airways прекращение авиасообщения грозит существенными убытками. Во-первых, ей придется отменить десятки ежедневных рейсов в Дубай, Абу-Даби, Эр-Рияд и Каир. Во-вторых, закрытие обширных участков воздушного пространства региона вынуждает авиакомпанию менять маршруты полетов. Длительность многих рейсов увеличится, а это повышает затраты на топливо и может вызвать недовольство пассажиров.
Qatar Airways привлекает пассажиров не столько поездками непосредственно в Катар, сколько возможностью летать из Европы в Азию или Австралию с удобной пересадкой в Дохе.
"Если путешествие в Европу, которое раньше занимало шесть часов, теперь будет продолжаться восемь-девять часов из-за необходимости менять маршруты, это будет гораздо менее привлекательно для пассажиров, и они обратятся к другим перевозчикам", - полагает директор консалтинговой компании Cornerstone Global Ганем Нусейбе.
Продукты питания
Значительную часть территории Катара занимает пустыня. В такой ситуации трудно производить продукты питания, а единственная сухопутная граница - с Саудовской Аравией. Каждый день ее пересекают сотни грузовиков, и одной из главных категорий грузов является продовольствие: по этому маршруту поступает до 40% продуктов питания. Теперь Саудовская Аравия решила закрыть границу, после чего доставлять продовольствие в Катар придется либо по морю, либо по воздуху.
"Это немедленно приведет к инфляции и напрямую затронет жизнь нормальных людей в Катаре, - поясняет Нусейбе. - Если всё значительно подорожает, то катарский народ начнет оказывать давление на правящую семью, требуя либо смены руководства, либо смены курса".
Также, по его словам, небогатые катарцы еженедельно, а то и ежедневно ездят в Саудовскую Аравию закупаться продуктами, которые там стоят дешевле. После закрытия границы это станет невозможно. В понедельник вечером западные СМИ сообщили, что жители Дохи ринулись в супермаркеты за продуктами питания, несмотря на призыв властей Катара не паниковать. В супермаркетах столицы образовались длинные очереди, полки в магазинах быстро опустели.
В то же время власти Катара выпустили заявление, в котором призвали жителей не поддаваться панике и пообещали принять необходимые меры для противодействия дефициту продуктов питания.
Строительство
В Катаре сейчас реализуется целый ряд крупномасштабных проектов, связанных с Чемпионатом мира по футболу 2022 года, в частности, строятся комплекс медицинских учреждений, метро и восемь стадионов.
Основные строительные материалы ввозятся по морю, но и по суше тоже - из той же Саудовской Аравии. Закрытие границы приведет к задержкам и росту цен, как и в случае с продовольствием. Катарский строительный комплекс и так испытывает дефицит стройматериалов, а перекрытие саудовского маршрута усугубит проблему.
Если закрытие воздушных пространств и сухопутной границы продлится долго, график подготовки к ЧМ-2022 будет скомкан, опасается эксперт по странам Персидского залива из американского Института Бейкера Кристиан Ульрихсен.
Трудовые ресурсы
Власти Саудовской Аравии, ОАЭ и Бахрейна также запретили своим гражданам поездки в Катар, проживание в этой стране и даже транзит. Те, кто уже находится в Катаре, обязаны покинуть эмират в течение 14 дней. Такой же срок отводится катарцам, находящимся в Саудовской Аравии, ОАЭ или Бахрейне, на то, чтобы покинуть территорию этих стран.
Впрочем, более серьезные последствия будут в том случае, если аналогичные меры предпримет Египет. Согласно недавнему исследованию, в Катаре живет порядка 180 тыс. египтян. Это не только строители, но и врачи, инженеры и юристы. Потеря такой квалифицированной рабочей силы создаст проблемы для международных компаний, имеющих представительства в Катаре.
Сделки в Катаре уже срываются. Многие компании из стран Залива присутствуют в Катаре, в том числе и в сфере розничной торговли. Их магазины, вероятно, закроются, по крайней мере временно, полагает Нусейбе. Крупнейший саудовский футбольный клуб "Аль-Ахли" уже отказался от спонсорства Qatar Airways.
Кроме того, власти Саудовской Аравии приняли решение о прекращении в стране деятельности телекомпании "Аль-Джазира", сообщило AP в понедельник. Лицензия на вещание телеканала была отозвана в соответствии с указом министерства культуры Саудовской Аравии.