Катастрофа для цветмета, перспективы для золота
Итоги года оказались неутешительными для цветной металлургии: металлы дешевели с завидным постоянством, что привело многие компании к убыткам. Производители драгметаллов пострадали меньше остальных, они с надеждой смотрят в будущее
Москва. 24 декабря. IFX.RU - Уходящий год, который пророчил мегасделки в мировой металлургии, продолжение роста капитализации компаний отрасли и, соответственно, благосостояния их акционеров, заканчивается так же громко, как и начинался, но только со знаком "минус": мировыми ценами на сырье на исторических минимумах, падением рентабельности, сокращением производства и убыточностью предприятий. Аналитики в последние несколько месяцев с рекордной частотой пересматривают прогнозы цен на металлы и рекомендации по акциям горнодобывающих и металлургических компаний в сторону понижения. Хотя ранее эксперты и прогнозировали коррекцию цен на цветные металлы после стремительного роста, о столь резком падении, критичном для производства, никто не говорил.
Конец суперцикла или небольшая пауза?
Очередной цикл в цветной металлургии, который продолжался с 2003 по 2008 гг., вместе с уходящим годом подходит к своему завершению. Сырьевой отрасли, где цены на цветные металлы упали с начала этого года более чем вдвое, а инвестиционная активность практически сведена к нулю, придется начать год в позабытых условиях.
Углубление рецессии на Западе, а также слабые экономические прогнозы стран BRIC наряду с дефляцией и ликвидацией фондов делает прогноз цен на металлы в 2009 году достаточно расплывчатым, считают эксперты "Тройки Диалог".
По мнению аналитиков, мировой профицит цветных металлов пока сохранится, а следующий год станет самым тяжелым для сырьевой отрасли в целом и будет характеризоваться слабым объемом производства наряду с низкими ценами. В то же время "Тройка" полагает, что сложившаяся ситуация, когда резкое ослабление цен на металлы вынуждает компании отказываться от высокозатратных производств и замораживать долгосрочные проекты, является лишь небольшим перерывом, после которого, уже в среднесрочной перспективе, начнется вторая часть суперцикла.
У значительной части метпроизводителей по многим металлам цены ниже, чем себестоимость. Это уже привело к сокращению производственных мощностей, отмене новых проектов, пересмотру инвестпрограмм, сказал Интерфаксу аналитик "Уралсиба" Николай Сосновский. В конечном итоге это должно сформировать недостаток предложения, который при росте спроса подтолкнет цены вверх, считает он. При этом эксперт также затрудняется спрогнозировать, когда ситуация может измениться. Основной индикатор - биржевые запасы - практически по всем металлам сейчас на исторических высотах. Но цены все равно неизбежно начнут восстанавливаться, так как цикл находится близко к своему дну, и очень долго такая ситуация продолжаться не сможет (тогда может начаться волна банкротств, которая резко усугубит падение предложения). Однако в ближайшие 6 месяцев резкого подъема ждать не стоит - можно рассчитывать на стабилизацию, или небольшой рост во второй половине 2009 года (до себестоимости), считает эксперт.
Сложившаяся ситуация в течение ближайших месяцев, или даже недель, должна спровоцировать массовые закрытия ставших нерентабельными производств, полагает аналитик "Банка Москвы" Юрий Волов, добавляя, что именно после этого может произойти коррекция цен.
Ниже себестоимости
Цены на цветные металлы достигли к концу этого года своих критических отметок. Так, еще в начале года цена на алюминий превышала отметку в $2500 за тонну - а на этой неделе она немногим выше $1500 за тонну. Медь, торговавшаяся в январе у отметки $7000 за тонну, сейчас стоит около $2900 за тонну, никель подешевел с начала года до $10000 против цены в $26000 на начало года.
Как рассказал в конце ноября гендиректор ОАО "Уральская горно-металлургическая компания" Андрей Козицын в интервью корпоративной газете, руководство было вынуждено пересмотреть себестоимость производства для того, чтобы не допустить его убыточности. Тогда он заявил, что в компании утверждаются планы на 2009 год, и ставится задача по снижению себестоимости производства катодной меди до $3 тыс. за тонну. По мнению Н.Сосновского, для того, чтобы предприятия не достигли убыточного уровня, цена на никель не должна опускаться ниже $15 тыс. за тонну, на медь - ниже $3 тыс. за тонну, алюминий - ниже $2 тыс. за тонну. При этом эксперт обращает внимание, что все очень сильно зависит от производства, которое сейчас также дешевеет за счет понижения уровня заработных плат, стоимости электроэнергии.
Кому достанется больше всех?
Металлургические компании по всему миру пытаются бороться с кризисом, готовятся к преодолению его последствий. Так, в начале этого месяца горнодобывающая Rio Tinto объявила о планах по сокращению штата на всех предприятиях компании в общей сложности на 13%, что составляет около 14 тыс. сотрудников. ОК "Российский алюминий" заявила о планах по сокращению объемов производства и штата, ОАО "ГМК "Норильский никель" также поспешило озвучить свою антикризисную программу.
По мнению Ю.Волова из "Банка Москвы", среди российских компаний от кризиса пострадают, в первую очередь, небольшие производители никеля, цинка, олова, производство на которых стало нерентабельным еще до начала острой фазы кризиса.
"Норникель" при текущих спотовых ценах в следующем году покажет отрицательные чистые денежные потоки, он за этот год опустился из лидеров в аутсайдеры. "РусАл" в четвертом квартале также покажет очень небольшую прибыль. "Про меньшие компании говорить не приходится", - считает Н.Сосновский.
Хуже всего сейчас "Норникелю". Полтора года назад, на волне повышения цен на сырье, "Норникель" был готов трансформироваться из чисто сырьевого предприятия в диверсифицированную международную компанию. С приобретением активов в Финляндии, Австралии и Южной Африке компания существенно расширила масштабы своей деятельности, диверсифицировав страновой риск и увеличив потенциал роста. Кроме того, приобретение технологии Activox открыло новые возможности развития и повышения эффективности производства в РФ. Тогда инвесторы уже были готовы повысить оценку компании.
Теперь, после обвала цен на сырье, складывается впечатление, что около $10 млрд, потраченных на приобретение активов, были выброшены на ветер, отмечают аналитики "Уралсиба". Производственные планы сокращаются, сохранение прежних объемов производства становится непосильной задачей, "Норникель изо всех сил пытается справиться с ростом производственных издержек. Ситуация усугубляется снижением качества корпоративного управления, пренебрежением интересами миноритарных акционеров, уходом топ-менеджеров и конфликтами между основными собственниками.
BHP-Rio vs РусАл-Норникель-Металлоинвест-Ростехнологии, или братья по несчастью
Слухи о возможной сделке по покупке крупнейшей в мире горнодобывающей компании BHP Billiton своего основного конкурента Rio Tinto появились еще в конце прошлого года. Тогда рынок уже вовсю говорил о том, что крупнейшая в мире алюминиевая компания "Российский алюминий" проявляет интерес к ГМК "Норильский никель", крупнейшему мировому производителю этого металла. Обе сделки ожидались в 2008 году, обе - так и не состоялись.
Первый шаг на пути к созданию нового лидера в горнодобывающей промышленности сделал "РусАл" Олега Дерипаски, который уже в апреле закрыл сделку по покупке блокирующего пакета акций "Норникеля" у бывшего партнера Владимира Потанина (совладелец ГМК) Михаила Прохорова. В результате сделки изменился не только список акционеров никелевой компании - ряды акционеров "РусАл" пополнил М.Прохоров, ставший владельцем 14-процентной доли в компании.
Несмотря на то, что сразу же после приобретения блокпакета генеральный директор "РусАла" Александр Булыгин заявил, что компания заинтересована в дальнейшей диверсификации и не планирует останавливаться на достигнутом, образования нового металлургического гиганта рынок пока так и не дождался. Вместо этого случились смена руководства в "Норникеле", продолжающийся по сей день конфликт акционеров, резкое падение капитализации. Кадровая чехарда - это вообще фирменный знак Норникеля-2008. Меньше чем за два месяца на посту гендиректора компании успели побывать три человека, причем абсолютно разных - молодой Денис Морозов, прошедший все карьерные ступени в "Норникеле", Сергей Батехин из "Интерроса", которого никак не назовешь кадровым металлургом, и, наконец, кадровый чекист, экс-глава Ростуризма Владимир Стржалковский. Пертурбации "на троне" гармонично дополнялись многочисленными перестановками в топ-менеджменте. Многие "топы" "Норникеля" перешли в лагерь М.Прохорова, причем, по мнению своих оппонентов, прихватили с собой кое-что из плохо лежавших активов. Все это мало способствовало динамичному развитию компании, а тут еще подоспел и мировой экономический кризис.
В "РусАле" ситуация на данный момент также достаточно непростая. Лишь благодаря поддержке государства, выделившего компании кредит на $4,5 млрд, алюминиевая корпорация Олега Дерипаски сохранила долю в "Норникеле": без денег Внешэкономбанка блокпакет акций ГМК отошел бы синдикату западных банков из-за margin call. Компания была вынуждена забыть о своих амбициозных планах, сосредоточив все усилия на попытках сохранить производство на прибыльном уровне и снизить себестоимость выпускаемой продукции, а также остаться акционером "Норникеля".
Периодически в виртуальной конструкции "РусАл" - "Норникель" появлялись "Ростехнологии" во главе с Сергеем Чемезовым, который напоминал ГМК о перспективах создания крупнейшей в отрасли диверсифицированной компании путем объединения ее медных активов с медными активами госкорпорации и "Металлоинвеста" Алишера Усманова, который в сентябре одержал победу в борьбе за гигантское Удоканское месторождение. При этом четкая схема сделки публично не озвучивалась.
В конце ноября основные акционеры "Норникеля" договорились о перемирии. На данный момент основной интригой является собрание акционеров ГМК, запланированное на 26 декабря, по итогам которого планируется утвердить новый, расширенный до 13 человек, совет директоров компании.
Попытки создания гиганта всемирных масштабов в результате покупки BHP компании Rio также не увенчались успехом. Почти год всевозможные регуляторы ломали голову над тем, к каким негативным последствиям, главным образом, для рынка железной руды, может привести эта сделка. Однако в конце ноября резкое ухудшение мировой экономической ситуации вынудило BHP отозвать свое предложение.
Золото: от тысячи к тысяче
Пока меньше всего от мирового кризиса пострадали компании по производству золота, серебра и платины, которые, по мнению экспертов, должны показать достаточно хорошие результаты по сравнению с компаниями цветной металлургии.
Перед началом 2008 года аналитики были единодушны: золото, по их мнению, должно было продемонстрировать уверенный рост восьмой год подряд. Средняя цена прогнозировалось на уровне $800 за тройскую унцию, при этом почти все аналитики были уверены: в течение года драгметалл "пробьет" психологическую отметку в $1000.
Эксперты ожидали, что спрос на золото продолжит расти, в первую очередь, за счет инвесторов, которые используют этот драгметалл для хеджирования инфляционных рисков. При этом особого роста предложения не ожидалось: в 2007 году мировая добыча и вовсе снизилась на 1% (до 2,444 тыс. тонн), а зимний энергокризис в ЮАР мог затянуться и только усугубить ситуацию.
Психологический барьер был преодолен 13 марта - цена на золото перешагнула за $1000 за унцию и через несколько дней достигла уже $1032,7. Причиной резкого роста стала новость о том, что один из крупнейших американских банков Bear Sterns был продан JP Morgan всего за $240 млн, подтвердившая худшие предположения о проблемах на кредитном рынке. Когда рынок не знает, что произойдет дальше, он всегда использует золото как альтернативную страховку, поясняли аналитики.
Правда, уже 19 марта золото ожидало рекордное - на тот момент - суточное снижение на 5% после того, как ФРС снизила базовую процентную ставку. Дальнейшие меры по укреплению ситуации на финансовом рынке, а также постепенное снижение цен на нефть привели к росту курса доллара. С этого момента золото вошло в фазу снижения: в августе цена драгметалла уже упала ниже $800, а в октябре - ниже $700 за унцию. Экономический кризис, набравший силу осенью, в какой-то момент даже приводил к сокращению спроса на драгметалл: инвестиционным фондам приходилось продавать его и использовать денежные средства для погашения собственных долгов.
В конце года замедление экономического роста и проблемы на финансовом рынке все же привели к заметному снижению курса доллара, что позволило цене золота выправиться: в третьей декаде декабря оно торгуется на уровне $840-850 за унцию. В конце 2007 года аналитики вряд ли могли предугадать экономический кризис и такое развитие событий, но их расчет оправдался: среднегодовая цена золота действительно составила $800 за унцию, о чем свидетельствует исследование PriceWaterhouse Coopers.
Благодаря восстановлению цен золотодобывающие предприятия оказались в куда лучшем положении, чем остальные компании металлургической отрасли. Практически все крупные золотодобытчики заявили о пересмотре проектов и сокращении инвестиций, однако снижения производства ожидают лишь немногие. По прогнозам Союза золотопромышленников России, добыча золота в стране в этом году превысит прошлогоднюю.
Вместе с тем, в период кризиса заметно активизировались продажи золотодобывающих активов: так, "Северсталь" в ноябре получила контроль над канадской High River Gold, добывающей в России золото и серебро. "Полиметалл" приобретает у Ovoca Gold месторождение "Гольцовое". Еще одной намеченной сделке - покупке "Полюсом" контрольного пакета акций KazakhGold - кризис явно способствует: с того времени, как о ней было официально объявлено, стоимость актива упала в несколько раз.
Прогнозы экспертов на следующий год мало отличаются от прошлогодних. Цена в 2009 году имеет возможность для дальнейшего роста за счет ослабления курса доллара, считают аналитики. И вновь ожидают преодоления планки в $1000 за унцию.
/IFX.RU/