Союз пивоваров выступил против введения акциза на безалкогольное пиво
Москва. 12 октября. INTERFAX.RU - Введение акциза на безалкогольное пиво приведет к росту розничных цен, падению спроса и продаж и, как следствие, к сокращению объемов его производства, считают представители пивоваренных компаний.
"Союз пивоваров однозначно против такой инициативы", - заявил председатель совета Союза российских пивоваров, президент ОАО "САН ИнБев" Андрей Губка на пресс-конференции в среду в Москве.
По его словам, акциза на безалкогольное пиво нет "нигде в мире". "Не должны безалкогольные напитки, которые не имеют отношения ни к роскоши, ни к каким-то вредным свойствам для здоровья, облагаться дополнительными налогами", - считает он.
Подорожание на 20% - крест на сегменте
Из-за введения акциза безалкогольное пиво подорожает примерно на 20%, прогнозирует Союз пивоваров. По словам директора по корпоративным отношениям ООО "Объединенные пивоварни Хейнекен" Кирилла Болматова, если сейчас цена за пол-литровую бутылку безалкогольного пива составляет в среднем 58 рублей, то после введения акциза цены вырастут до 72-74 рублей.
Из-за роста цен продажи безалкогольного пива упадут, что приведет к снижению его производства. По словам Губки, снижение пивного рынка обычно коррелирует с повышением ставок акциза, следовательно, этот сегмент сократится примерно на 20%.
"Это, пожалуй, самый консервативный прогноз <...> изменение 20% - это колоссальное с точки зрения потребителя изменение цены, здесь может быть непредсказуемая реакция", - считает директор по развитию национальных и региональных брендов ООО "Пивоваренная компания "Балтика" Павел Еранкевич. "Эта инициатива по введению акциза, конечно, поставит крест на сегменте как таковом", - отметил он.
В настоящее время на сегмент безалкогольного пива приходится около 1% российского пивного рынка. Этот объем эквивалентен 1 млрд рублей акцизов, которые государство могло бы получить при условии, что объемы не снизятся, сказал Губка.
"Тот миллиард, который рассчитывается в качестве возможного налогового поступления, рассчитывается на текущих объемах производства. Если цена на безалкогольное пиво вырастет в среднем на 20%, а это будет уже больше 70 рублей за бутылку, то таких объемов не будет", - заявил Еранкевич.
Предложение Минфина
Ввести акциз на безалкогольное пиво предлагает Минфин. Согласно проекту документа "Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов", ставки акцизов на пиво с содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5% предлагается установить на том же уровне, что и для пива с содержанием спирта свыше 0,5% и до 8,6% - 21 рубль за литр. Такие же акцизы предлагается установить для производителей сидра, пуаре и медовухи.
На прошлой неделе Союз пивоваров направил письмо замглавы Минфина Илье Трунину, попросив не вводить акциз и исключить безалкогольное пиво из перечня подакцизных товаров Налогового кодекса.
"Подобная продукция не подпадает под категорию алкогольной, никто ни разу не назвал ее вредной для здоровья, ни в одной стране мира безалкогольное пиво не является подакцизным товаром. Таким образом, видимых и естественных оснований для обложения ее акцизом нет", - говорится в письме.
Позиционирование может спасти
По оценке Nielsen, на российском рынке безалкогольное пиво занимает 1,1% в общем объеме категории пива. Лидером этого сегмента является бренд "Балтика 0" с долей 56,8%.
"Из производителей эта инициатива больше повлияет на нас как на лидера сегмента безалкогольного пива", - отметил Еранкевич из "Балтики".
"Введение акциза на безалкогольное пиво напрямую отразится на стоимости продукта, что в текущих условиях, когда российских потребитель все больше внимания обращает на цены в магазинах, может негативно повлиять на динамику продаж безалкогольного сегмента. Однако во многом на исход событий могут повлиять действия самих игроков, которых на российском рынке безалкогольного пива не так много, а лидер занимает больше половины доли категории. Правильная работа над позиционированием и продвижением продукта может дать преимущество даже в условиях роста цен", - считает директор по работе с глобальными компаниями Nielsen Россия Марина Лапенкова (ее слова цприводит пресс-служба исследовательской компании).
По ее словам, на фоне снижения объема категории пива на 1,3% в первом полугодии 2016 года по отношению к тому же периоду прошлого года сегмент безалкогольного пива показал рост на 8,4% в натуральном выражении. "Росту способствует активная реклама безалкогольных сортов пива Bud, "Сибирская Корона", Gosser, а также лидера безалкогольного сегмента - пива "Балтика 0", - отметила Лапенкова.