Операторы железных дорог собрались создать площадку по обмену свободными вагонами
Деятельность системы предложили вести через электронные торги по модели Uber
Москва. 7 июня. INTERFAX.RU - Президиум Совета операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупных железнодорожных операторов) одобрил концепцию площадки по обмену свободным парком, пишет во вторник "Коммерсантъ".
"Ее предложил основной владелец группы "Евросиб" Дмитрий Никитин, курирующий в СОЖТ рабочую группу по развитию технологий в оперировании. Концепция проста: это единая система обмена данными по доступному к аренде подвижному составу, поначалу только для членов совета. Система осуществляет быстрый поиск свободных вагонов на указанной станции, показывает потенциальному клиенту контакты владельца, и они могут договариваться между собой", - пишет издание, добавляя, что пока "платформой для электронных торгов система не оснащена".
Как пояснили газета в СОЖТ, компании смогут оперативно обеспечить замену вагонов в случае их негодности или в тех случаях, когда нужно оперативно привлечь дополнительный парк. "Основные затраты в оперировании - расходы на порожние рейсы. Создание единой системы обмена данными по доступному подвижному составу позволит сократить эти расходы и повысить оборачиваемость вагонов", - отметил представитель партнерства.
Никитин оценивает эффект для отрасли в 70-100 млрд руб. (исходя из оптимизации 20% затрат на порожняк). По его словам, президиум совета утвердил прототип программы, через два-три месяца будет рабочий вариант, который предложат членам партнерства, абонентская плата - пять тыс. руб. в месяц. Подобная инициатива была предложена и в отношении обменного парка запчастей, добавил он: здесь затраты - порядка семи млрд руб. в год, возможная экономия - "несколько сотен миллионов рублей".
Разработка площадки, позволяющей привлечь ближайший вагон через электронные торги "по модели Uber" - одна из частей концепции Федеральной антимонопольной службы РФ по организации отраслевого "Совета рынка", отмечает издание. Отрасль с осторожностью относится к введению торгов, поскольку не видит возможности справедливо уравнять стоимость услуг, не раз говорили "Коммерсанту" ее участники.
ФАС довольно жестко настаивает на создании такого механизма. Так, при одобрении в марте привлечения "Федеральной грузовой компанией" (ФГК) в аренду вагонов "УВЗ-Логистик" служба рекомендовала ОАО "Российские железные дороги" размещать на электронных торгах до 50% предложений по перевозкам в полувагонах, а ФГК - размещать не менее 25% предложений по их предоставлению. В мае ФГК разместила на RailCommerce пилотные 1 тыс. вагонов. По мнению генерального директора ж/д оператора Алексея Тайчера, систему торгов наиболее целесообразно создавать на базе РЖД-шной системы ЭТРАН. Она может рассматриваться как часть площадки, добавляют в монополии.
ФАС требует от РЖД согласовать правила и порядок функционирования электронных торгов, сроки разработки, тестирования и внедрения площадки. В РЖД "Коммерсанту" заявили, что поддерживают инициативы снижения транспортных издержек для экономики и вместе с ведомством и участниками рынка "прорабатывают план создания электронного ресурса, который объединит на одной площадке парк операторов". В Федеральной антимонопольной службе газете заявили, что о предложении СОЖТ не знают. "Инновации должны идти из отрасли, а не насаждаться сверху", - заметил при этом Никитин.