В МЭР выступили против оборотных штрафов за сбыт контрафактного топлива
Москва. 16 мая. INTERFAX.RU - Минэкономразвития РФ выдало отрицательное заключение оценки регулирующего воздействия (ОРВ) на законопроект о введении оборотных штрафов за торговлю топливом, не соответствующим техрегламенту Таможенного союза.
Законопроект, разработанный Росстандартом, предполагает увеличение штрафов за торговлю некачественным и контрафактным топливом до 10-15% годовой выручки. Соответствующие изменения предлагается внести в кодекс об административных правонарушениях (КоАП).
В настоящее время размер штрафов за реализацию контрафактного топлива варьируется от 100 тыс. до одного млн рублей с возможностью конфискации предмета административного нарушения и приостановления деятельности организации на срок до 90 суток.
Минэкономразвития отмечает, что предложенный размер штрафа более чем в три раза превышает действующий в настоящее время максимальный предел - не более четырех процентов от годовой выручки. "Кроме того, предлагаемые изменения в КоАП РФ противоречат позиции Конституционного суда Российской Федерации, согласно которой несоизмеримо большой штраф не должен превращаться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, он должен быть адекватен совершенному правонарушению", - говорится в материалах ведомства.
При этом, говорится в заключении, практика последних лет показала, что ужесточение мер административного воздействия не способствует решению проблемы некачественного и контрафактного топлива на российском рынке.
Применение оборотных штрафов может привести к банкротству операторов топливного рынка, считает ведомство. Так, средняя реализация дизельного топлива на автозаправочных станциях составляет 3,5 млн литров в год, бензина Аи-92 - 1,5 млн литров. Предельные максимальные значения показателей достигают 20 млн литров и 5,5 млн литров соответственно. Средний размер штрафа составит 52 млн рублей, максимальный - около 200 млн рублей, что сопоставимо с годовой чистой прибылью компании, владеющей сетью из 10 АЗС.
"Таким образом, ужесточение мер административного воздействия может привести лишь к разорению участников рынка, эксплуатирующих розничные сети АЗС, в то время, как основополагающая задача - нормализация ситуации с качеством и безопасностью топлива - решена не будет", - говорится в заключении.
По мнению участников публичных консультаций, вместо увеличения размера штрафов Минпромторгу необходимо дополнительно проработать механизм осуществления контроля за качеством моторного топлива и применения уже установленных законодательством мер ответственности.
Как сообщалось, президент РФ Владимир Путин на заседании комиссии по ТЭК в октябре 2015 года призвал выработать единые требования к производителям нефтепродуктов в рамках борьбы с поддельным и контрафактным топливом. В ноябре Росстандарт (подведомственен Минпромторгу) подготовил законопроект о введении оборотных штрафов за продажу контрафактного топлива.
Предложенные поправки в КоАп были одобрены на госкомиссии по борьбе с контрафактом. Однако нефтяные компании, РСПП и Российский топливный союз раскритиковали законопроект.