Исследование НИУ ВШЭ выявило крупнейшую волну сокращений в розничной торговле
Треть опрошенных руководителей торговых точек заявили об увольнениях с начала 2016 года
Москва. 26 апреля. INTERFAX.RU -На грани выживания оказались сотни малых сетей и одиночные магазины, уцелеет не более половины их персонала - в розничной торговле - крупнейшая волна сокращений персонала с 1998 года, пишут "Ведомости" со ссылкой на исследование НИУ "Высшая школа экономики"" (НИУ ВШЭ).
В первом квартале 2016 года ряды безработных пополнили сотрудники розничных сетей, свидетельствуют данные исследования. Треть руководителей предприятий торговли из 82 регионов, опрошенных Росстатом, сообщили о сокращениях в их компаниях в январе-марте 2016 года.
"Ведомости" опросили кадровые агентства, а также розничные сети и выяснили, у кого ситуация наименее благополучна и где ждать наибольших сокращений.
В прошлом году сеть X5 Retail Group, как рассказал ее представитель Олег Полетаев, открыла 1537 магазинов и наняла 30 тыс. новых сотрудников.
Сети, торгующие одеждой и обувью, закрывают старые магазины и открывают новые - большей площади, пользуясь снижением арендных ставок. Поэтому они дополнительно нанимают менеджеров, управляющих, специалистов по маркетингу, IT-специалистов, рассказал "Ведомостям" Михаил Уржумцев, гендиректор "Мэлон фэшн груп". В прошлом году, несмотря на закрытия, общая площадь магазинов "Мэлон фэшн груп" увеличилась, штат вырос на семь процентов.
По данным ежеквартального отчета сети "Дикси", число сотрудников компании в 2015 году уменьшилось с 60 тыс. до 50 тыс. человек. А вот число магазинов выросло (что свидетельствует об оптимизации штата), согласно отчету Citi Group Russian Retail 2016, c 2195 в 2014 году до 2708 в 2015 году.
По словам Натальи Колупаевой, старшего аналитика Райффайзенбанка, в розничной торговле производительность труда остается низкой по сравнению с зарубежными ритейлерами. Федеральные сети пытаются ее повысить, увольняют неэффективных административных сотрудников и продавцов, рассказал Александр Сохор, менеджер группы профессионального подбора Adecco Group Russia.
Руслан Карпов, специалист по подбору персонала направления "Пищевое производство" агентства "Юнити", говорит, что под сокращения попадали менеджеры среднего звена. Если раньше каждой крупной продуктовой категорией (например, бакалейных товаров, кондитерских изделий, товаров для животных) управляли по три-четыре менеджера разной специализации, то теперь эти категории объединяют в одну под руководством трех-четырех менеджеров, а остальных шестерых-восьмерых человек сокращают.
Крупные иностранные гипермаркеты сокращают сотрудников даже чаще, чем федеральные торговые сети, говорит Юлия Фомичева, директор компании "Анкор бизнес-решения": "Раньше в гипермаркете у директора было по четыре-пять заместителей. Сейчас остался один". Число руководителей отделов в гипермаркетах с 10-15 уменьшилось до пятерых-семерых, зона ответственности увеличилась, а зарплата - нет, рассказывает Фомичева. По словам представителя сети "Ашан", сеть людей не увольняла, но закрывала ставки уволившегося работника.
По данным HeadHunter, число вакансий продавцов бытовой техники снизилось с 2189 в марте 2015 года до 1753 в марте 2016 года.
Чтобы сократить издержки, региональные торговые сети заняты автоматизацией процессов. Компании вводят систему автоматического формирования заказов магазинов на склад и электронный документооборот, упрощают процедуру приемки товара. Кроме того, одним из направлений развития крупных региональных сетей в больших городах является интернет. Для открытия интернет-магазинов сети тоже набирают специалистов.
Перед малыми сетями и одиночными магазинами наиболее остро стоит вопрос выживания, но именно они являются основными работодателями в небольших городах в ритейле. По данным Сергея Кузнецова, директора Союза независимых сетей России, на них приходится более 50% всей продовольственной торговли. Именно в этом секторе больше всего увольнений и сокращений, констатирует Остапкович. Эксперты уверены, что в ближайшие месяцы закроется много мелких игроков, проигравших конкуренцию крупным сетям.
По данным Кузнецова, в России сейчас насчитывается около 450 мелких и некрупных сетей. При этом, как минимум 100 малых сетей находятся в сложном финансовом положении и закроются в ближайший год. Как правило, малая сеть состоит из 20-30 магазинов с совокупным оборотом в 1-3 млрд руб. в год. В одном магазине может трудиться около 40 человек. То есть около 12 тыс. россиян могут остаться без работы.