ФАС предложила РЖД организовать онлайн-торговлю услугами по перевозке
Сроки запуска электронной площадки должны быть согласованы со службой до конца апреля
Москва. 30 марта. INTERFAX.RU - Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ рекомендовала ОАО "Российские железные дороги", как собственнику АО "Федеральная грузовая компания" (ФГК), организовать на электронной площадке спотовую торговлю услугами по перевозке, пишут в среду "Ведомости".
"Цель - дать возможность грузоотправителю размещать заказ напрямую на электронной торговой площадке РЖД. В первую очередь это направлено на привлечение малых и средних грузоотправителей", - отмечает издание, приводя слова советника главы ФАС Павла Шпилевого. Рекомендация является поведенческим условием по согласованной ведомством сделке, предполагающей передачу в аренду ФГК парка ООО "УВЗ-Логистик" (УВЗЛ, совместное предприятие "Уралвагонзавода" и его партнеров).
Монополия должна будет привлечь на эту площадку вагонный парк ФГК и других операторов на недискриминационных условиях. "Вагоны, задействованные на электронной торговой площадке, могут получить ряд преференций: скидку на порожний пробег и автоматическое подтверждение плана перевозки", - сказал Шпилевой, уточнив, что прорабатываются и другие стимулирующие механизмы. Сроки запуска электронной торговой площадки должны быть согласованы со службой до конца апреля. "Задачи этой площадки - оптимизация загрузки инфраструктуры РЖД, упрощение заказа перевозки для малых и средних грузоотправителей, а также прозрачное ценообразование на услуги по предоставлению вагонов", - подчеркнул представитель ФАС.
Представители "Российских железных дорог" и "Федеральной грузовой компании" не стали комментировать изданию предписания ведомства до получения документа. Сотрудники двух ж/д операторов, опрошенные изданием, уверены в том, что предписания Федеральной антимонопольной службы будут играть на руку ФГК и создадут для нее дополнительные преференции.
Операторская услуга - это не просто предоставление подвижного состава для перевозки, это целый комплекс логистических решений, сформированный под конкретного клиента, такая услуга не может быть биржевым товаром, поэтому вывод вагонов на электронную площадку с расчетом на спотовый сегмент вряд ли станет массовым явлением, сказал, между тем, газете представитель "Трансойла".
Источник "Ведомостей" в одной из крупнейших компаний-операторов считает, что применение указанных ФАС преференций приведет к деформации сложившихся, отработанных технологий работы на операторском рынке. ФГК сможет получить инструмент для коррекции цен на рынке: за счет размера парка "дочка" РЖД может предлагать такие ценовые условия, которые недоступны мелким и средним владельцам вагонов - устанавливать нижние ценовые пределы, считает собеседник газеты.
Еще одно поведенческое условие, которое выставило ведомство - ФГК должна будет заблаговременно предупреждать службу об увеличении стоимости перевозки более чем на 7,5%, прилагая к этому экономическое обоснование, добавляет издание. Такие же рекомендации получат и другие операторы, сказал газете представитель антимонопольной службы. При привлечении вагонов УВЗЛ ФГК вплотную приблизится к крупнейшему в РФ владельцу вагонов - АО "Первая грузовая компания" (актив Владимира Лисина) - и обгонит ее по количеству полувагонов, самого популярного типа подвижного состава, замечают "Ведомости". По состоянию на начало 2016 года в парке "УВЗ-Логистик" с учетом финансового лизинга было 37,672 тыс. вагонов (в том числе 28 тыс. полувагонов и 9,5 тыс. цистерн). ФГК управляла 129,5 тыс. вагонов (полувагонов у нее 98 тыс.).