Налоги и нефтянка: без потерь не обойтись

Для пополнения бюджета правительство сейчас рассматривает две опции: повышение акцизов на топливо и изменение формулы НДПИ на нефть

Налоги и нефтянка: без потерь не обойтись
Фото: panthermedia/vostock-photo

Москва. 11 февраля. INTERFAX.RU – Падение цен на нефть в прошлом году, которое привело к дефициту бюджета, заставило правительство заморозить экспортную пошлину на нефть, которую первоначально планировалось снизить, и начать поиск в нефтегазовой отрасли новых источников наполнения казны. В частности, для дополнительных налоговых изъятий в настоящее время рассматривается возможность еще одного повышения акцизов на топливо и изменение формулы НДПИ на нефть.

Где налог косой, там и жнец босой

Минфин недавно выступил с предложением сократить в формуле НДПИ вычет на нефть, который формируется как издержки при добыче барреля нефти, вдвое: с $15 до $7,5, сообщил в выходные глава ведомства Антон Силуанов. Такая инициатива может оказать сильное влияние на экономическое положение нефтекомпаний, считают аналитики, опрошенные "Интерфаксом".

По расчетам аналитика из "Уралсиба" Алексея Кокина, в случае принятия новой формулы НДПИ компании будут дополнительно отдать $1,5-3,4 за баррель. "При цене в $30-35 за баррель Brent компании в добывающем секторе могут получить EBITDA в диапазоне $10-15 за баррель. И в этом году они уже из этих $10-15 за баррель должны отдать где-то $1,5, в следующем году - уже около $3,4. Конечно, если цена на нефть останется такой, как сейчас. Мы все-таки предполагаем, что в следующем году она будет уже в районе $50, тогда влияние будет меньше, но все равно около 10% от EBITDA там "отъестся" и в этом, и в следующем году", - пояснил он.

При этом Кокин отметил, что, скорее всего, сокращение вычета в формуле расчета НДПИ будет не вдвое, а до уровня примерно в $9, который был до конца 2008 года.

Андрей Полищук из Райффайзенбанка считает, что влияние на EBITDA будет еще более существенным и составит порядка 20-25% в зависимости от цены на нефть.

И если сейчас при действующей формуле НДПИ компании работают с аккумулированным денежным потоком, то после изменений денежный поток будет отрицательным, и компаниям придется сокращать капзатраты и объемы добычи, считает аналитик БКС Кирилл Таченников. "Если будет изъятие порядка 1 трлн рублей в худшем случае, то это безусловно сделает денежный поток отрицательным, в этом случае придется резать капзатраты, что так или иначе скажется на объеме добычи будущего года. Вероятно, может быть снижен объем бурения на выработанных месторождениях, поскольку они дают наименьшую отдачу, и по ним будет происходить более быстрое падение добычи", - подчеркнул он.

Кому на Руси жить хорошо

Наибольшее влияние обсуждаемое изменение вычета в НДПИ окажет, по мнению аналитиков, на компании, основная доля дохода которых приходится на сектор upstream.

"Под ударом больше находятся те компании, у которых более низкая доля переработки и основная часть дохода генерируется за счет добывающего сегмента, плюс те, у которых есть большая необходимость порезать капзатраты, но нет возможности это сделать. Я бы сказал, что это, в первую очередь, "Роснефть", "Татнефть", - пояснил Таченников.

Аналитики также отмечают, что в зоне риска находится и "Сургутнефтегаз".

По их мнению, определяющим фактором станет также наличие у компаний долговых обязательств и льгот. Так, чем больше льгот, тем менее будет заметен эффект, чем больше задолженность, тем заметнее влияние. По этому принципу список рискующих компаний снова возглавляет "Роснефть". "В отличие от тех, у кого долговая нагрузка очень низкая, у той же "Роснефти"" она высокая. Для нее это, наверное, критичнее всего в данный момент", - полагает представитель Райффайзенбанка.

Менее уязвимыми среди российских нефтекомпаний эксперты считают "Башнефть", у которой наибольший объем налоговых льгот и квот по месторождениям, а также "Газпром нефть". "Для тех компаний, у кого наибольший объем налоговых льгот, наверное, это будет чуть-чуть помягче", - прогнозирует Полищук.

И хотя аналитики считают "Башнефть" наименее подверженной влиянию новых инициатив, ее глава Александр Корсик недавно говорил, что у нефтяников нет резерва, который бы обеспечил дополнительные поступления в бюджет при новом повышении налогов.

Александр Назаров из Газпромбанка из менее проигравших указывает также и "ЛУКОЙЛ". "У "ЛУКОЙЛа" хоть и доля upstream в структуре выручки высокая, но при этом у него большая доля зарубежных операций", - пояснил он. По его оценке, пока никак не затронуты практически "НОВАТЭК" и "Газпром", для которого объем изъятия средств из НДПИ на газ в 2016 году уже был повышен на 100 млрд рублей.

Бюджет требует быстроты

Несмотря на то, что с начала 2016 года акциз на автобензин класса 5 уже был повышен на 2 тысячи руб./т, на бензин ниже класса 5 - на 3,2 тыс. руб./т, на дизельное топливо - на 700 руб./т, Минфин предложил провести еще одно увеличение - с 1 апреля. По предложению ведомства, дополнительный рост акцизов на автобензин и прямогонный на 2,6 тыс. руб./т, на дизель, печное топливо и дистилляты на 1,147 руб./т принесет в бюджет еще 89,3 млрд руб.

Заместитель председателя комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Юрий Станкевич считает, что ВИНКи, которые производят основную долю моторного топлива, уже не смогут второй раз за год избежать повышения цен на бензин, потому что их финансово-экономические возможности этого не позволяют.

Однако президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша отмечает, что в таких условиях розничные цены будут подвержены жесткому контролю со стороны ФАС. "Я абсолютно не сомневаюсь, что оптовые цены вырастут на автомобильное топливо, а розничные цены будут подвергнуты жесткому прессингу со стороны государственных контролирующих органов в лице федеральной антимонопольной службы. Это вызовет большие проблемы, в первую очередь, у независимого розничного сектора", - отметил он.

"И если нефтяные компании могут переложить центр прибыли на переработку и оптовое звено, то независимой рознице перекладывать его некуда, поэтому она работает в этот момент себе в убыток, что может создать дополнительные проблемы, вплоть до банкротства ряда предприятий", - добавил Аркуша. В настоящее время из более чем 20 тыс. АЗС лишь треть находятся в системе ВИНК, остальные, независимые АЗС, приобретают топливо с уже включенным в стоимость акцизом, пояснил собеседник.

Примечательно, что новые налоговые инициативы Минфина пока не вызвали бурной реакции со стороны нефтяников. Не исключено, что увеличение акцизов станет разменной монетой при принятии решения об изменении НДПИ. Ситуация может быть похожа на ту, которая была в середине 2015 года, когда в результате долгого диалога между компаниями и государством изначально планируемый объем налоговой нагрузки в 600 млрд рублей удалось снизить втрое. "Предполагаю что, здесь будет то же самое, будет диалог между нефтянкой и государством, плюс надо понимать, что подобные меры уменьшат нормы прибыльности, нормы рентабельности, соответственно, уменьшат дивиденды, в том числе у госкомпаний", - отмечает Назаров из Газпромбанка.

Комиссия по законопроектной деятельности в начале недели уже одобрила законопроект о повышении ставок акцизов на топливо. Теперь документ должен быть рассмотрен на заседании правительства. Скорость подготовки и принятия решений по этому вопросу дает основания на то, что 1 апреля многим все же будет не до смеха.

Новости

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });