Важно
Путин: После ударов ракетами ATACAMS и Storm Shadow региональный конфликт на Украине приобрел элементы глобального характера

Северный пустой путь

Аналитики не увидели у Севморпути перспектив, так как занимающиеся перевозками компании не захотят менять устоявшиеся маршруты

Северный пустой путь
Фото: ТАСС

Москва. 5 февраля. INTERFAX.RU - Северным морским путем в 2015 году прошло 18 судов: столько в среднем проходит через Суэцкий канал за 9 часов. Аналитики предлагают не воспринимать российскую альтернативу всерьез: шиппинговые компании не будут менять устоявшиеся маршруты, тем более при низких ставках фрахта.

Второй "Шелковый путь"?

"Наша задача - сделать Севморпуть конкурентным транспортным коридором глобального значения, в том числе для контейнерных перевозок, которые доминируют в мировом грузообороте. Прошу правительство, безусловно, продолжать эту работу", - говорил президент Владимир Путин, выступая на Восточном экономическом форуме осенью прошлого года.

Минвостокразвития продолжило работу и заказало исследование, которое бы нашло конкурентные преимущества Севморпути. Разработчик должен учесть транзитный потенциал России "в качестве конкурентного международного транспортного коридора глобального значения, в том числе для организации контейнерных перевозок".

Вице-премьер Дмитрий Рогозин, выступая на форуме "Арктика: настоящее и будущее" в декабре прошлого года, увидел в Северном морском пути новый "Холодный Шелковый путь". Он сказал, что строительство новых ледоколов позволит сделать этот маршрут круглогодичным, и контейнеровозы со всего мира смогут ходить через СМП целый год.

Северная пустота

Но как показал 2015 год, даже если лед полностью сойдет, и ходить можно будет без ледоколов, число желающих вряд ли сильно вырастет. "В минувшем году в период с середины августа по середину октября акватория СМП была свободна ото льда настолько, что суда могли свободно проходить транзитом даже без ледокольной проводки", - ответили на запрос "Интерфакса" в Минтрансе. Этим воспользовалось только одно судно - Winter Bay, которое прошло транзитом 1-10 октября.

Всего через Севморпуть в 2015 году прошло транзитом 18 судов, в том числе 6 под иностранным флагом, 3 судна совершили рейсы в обе стороны (с запада на восток и обратно).

Эти суда перевезли 40 тыс. тонн, что в семь раз меньше, чем в 2014 году и в 30 раз меньше, чем в 2013 году. Для примера объем транзитных грузов через Суэцкий канал в 2015 году составил 998,7 млн тонн, что на 3,7% больше, чем годом ранее. И в 25 тыс. раз больше, чем через Северный морской путь.

Низкие ставки против СМП

"Пока Северный морской путь - это экзотика", - сказал "Интерфаксу" аналитик ИК "Атон" Михаил Ганелин. По его словам, СМП нужно развивать не только с точки зрения инфраструктуры, но и просто популяризации. Государство должно продвигать этот маршрут шиппинговым компаниям, говорит он. Очевидно, что грузоотправителям проще использовать отработанные маршруты, тем более сейчас, когда ставки фрахта находятся на исторических минимумах.

К примеру, индекс Baltic Dry Index, который показывает усредненную стоимость сухогрузного фрахта, на 4 февраля упал ниже 300 пунктов.

Аналитик "Уралсиба" Денис Ворчик считает, что нельзя всерьез говорить про СМП как устоявшийся транзитный маршрут. "Не стоит особо переживать из-за динамики транзитных показателей - одним судном больше, одним меньше - в целом объем перевозок все равно очень мал", - говорит он. Основной маршрут доставки между Азией и Европой через Суэцкий канал - давно сформировался, отмечает эксперт и, несмотря на то, что Севморпуть короче, вряд ли кто-то из майджоров рынка будет всерьез переходить на него в условиях низких ставок фрахта. Много и других причин, говорит Д.Ворчик: круглогодичный доступ, сложившиеся торговые связи, наличие других крупных портов на пути следования, развитая инфраструктура и т.д. К тому же отмечает аналитик, в повышение конкурентоспособности этих маршрутов продолжают инвестировать. В конце прошлого года Египет запустил вторую "нитку" Суэцкого канала, что увеличило его пропускную способность.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });