Северный пустой путь
Аналитики не увидели у Севморпути перспектив, так как занимающиеся перевозками компании не захотят менять устоявшиеся маршруты
Москва. 5 февраля. INTERFAX.RU - Северным морским путем в 2015 году прошло 18 судов: столько в среднем проходит через Суэцкий канал за 9 часов. Аналитики предлагают не воспринимать российскую альтернативу всерьез: шиппинговые компании не будут менять устоявшиеся маршруты, тем более при низких ставках фрахта.
Второй "Шелковый путь"?
"Наша задача - сделать Севморпуть конкурентным транспортным коридором глобального значения, в том числе для контейнерных перевозок, которые доминируют в мировом грузообороте. Прошу правительство, безусловно, продолжать эту работу", - говорил президент Владимир Путин, выступая на Восточном экономическом форуме осенью прошлого года.
Минвостокразвития продолжило работу и заказало исследование, которое бы нашло конкурентные преимущества Севморпути. Разработчик должен учесть транзитный потенциал России "в качестве конкурентного международного транспортного коридора глобального значения, в том числе для организации контейнерных перевозок".
Вице-премьер Дмитрий Рогозин, выступая на форуме "Арктика: настоящее и будущее" в декабре прошлого года, увидел в Северном морском пути новый "Холодный Шелковый путь". Он сказал, что строительство новых ледоколов позволит сделать этот маршрут круглогодичным, и контейнеровозы со всего мира смогут ходить через СМП целый год.
Северная пустота
Но как показал 2015 год, даже если лед полностью сойдет, и ходить можно будет без ледоколов, число желающих вряд ли сильно вырастет. "В минувшем году в период с середины августа по середину октября акватория СМП была свободна ото льда настолько, что суда могли свободно проходить транзитом даже без ледокольной проводки", - ответили на запрос "Интерфакса" в Минтрансе. Этим воспользовалось только одно судно - Winter Bay, которое прошло транзитом 1-10 октября.
Всего через Севморпуть в 2015 году прошло транзитом 18 судов, в том числе 6 под иностранным флагом, 3 судна совершили рейсы в обе стороны (с запада на восток и обратно).
Эти суда перевезли 40 тыс. тонн, что в семь раз меньше, чем в 2014 году и в 30 раз меньше, чем в 2013 году. Для примера объем транзитных грузов через Суэцкий канал в 2015 году составил 998,7 млн тонн, что на 3,7% больше, чем годом ранее. И в 25 тыс. раз больше, чем через Северный морской путь.
Низкие ставки против СМП
"Пока Северный морской путь - это экзотика", - сказал "Интерфаксу" аналитик ИК "Атон" Михаил Ганелин. По его словам, СМП нужно развивать не только с точки зрения инфраструктуры, но и просто популяризации. Государство должно продвигать этот маршрут шиппинговым компаниям, говорит он. Очевидно, что грузоотправителям проще использовать отработанные маршруты, тем более сейчас, когда ставки фрахта находятся на исторических минимумах.
К примеру, индекс Baltic Dry Index, который показывает усредненную стоимость сухогрузного фрахта, на 4 февраля упал ниже 300 пунктов.
Аналитик "Уралсиба" Денис Ворчик считает, что нельзя всерьез говорить про СМП как устоявшийся транзитный маршрут. "Не стоит особо переживать из-за динамики транзитных показателей - одним судном больше, одним меньше - в целом объем перевозок все равно очень мал", - говорит он. Основной маршрут доставки между Азией и Европой через Суэцкий канал - давно сформировался, отмечает эксперт и, несмотря на то, что Севморпуть короче, вряд ли кто-то из майджоров рынка будет всерьез переходить на него в условиях низких ставок фрахта. Много и других причин, говорит Д.Ворчик: круглогодичный доступ, сложившиеся торговые связи, наличие других крупных портов на пути следования, развитая инфраструктура и т.д. К тому же отмечает аналитик, в повышение конкурентоспособности этих маршрутов продолжают инвестировать. В конце прошлого года Египет запустил вторую "нитку" Суэцкого канала, что увеличило его пропускную способность.