Давос, не до вас
В этом году ключевые российские чиновники экономического блока остались дома разбираться с проблемами в экономике и в Швейцарию не поехали
Москва. 24 января. INTERFAX.RU - Сессия Всемирного экономического форума вот уже почти полвека собирает в живописных швейцарских Альпах Давосе элиту власти и бизнеса. Заглавной темой ВЭФ в этом году стала четвертая промышленная революция. У нее в конгресс-центре даже нашелся персональный посланник - антропоморфный южнокорейский робот, чье "имя" было отпечатано на бэйдже, как у любого другого участника форума. Периодически, руководимый сразу несколькими сотрудниками компании, он проделывал довольно незамысловатые операции с набором стройматериалов, являя собой не самую убедительную иллюстрацию победоносного шествия технологической революции.
Отдавая дань новым веяниям в производстве, коммуникациях, науке и социальной сфере, участники форума все же предпочитали сосредоточиться на более животрепещущих проблемах, которые, в отличие от будущего, уже здесь. Соблазн обсудить в максимально репрезентативной аудитории ситуацию на мировых финансовых рынках в дни "худшего в истории наблюдений начала года", как живописно охарактеризовал январские дни глава Credit Suisse Тиджан Тиам, был слишком велик. Много говорили о Китае, который из спасителя мировой экономики постепенно превращается чуть ли не в ее проклятие, о ближневосточном урегулировании, о ситуации в еврозоне и рисках Brexit (выхода Великобритании из ЕС).
Сдержанно оптимистичный тон дискуссии задавали глава МВФ Кристин Лагард и председатель Европейского центробанка Марио Драги. И мировая, и европейская экономика сталкиваются с большим количеством вызовов, но инструментов, чтобы справиться с ними, достаточно - такова была основная тональность их выступлений в Давосе.
Лагард нашла добрые слова и для России: хоть и предупредила, что экономика РФ в наступившем году "останется на негативной территории", но тут же заявила, что у цен на нефть есть потенциал для коррекции благодаря росту спроса. Для российского бюджета это однозначно хорошая новость (в день, когда нефть стоила около $28, глава ВТБ Андрей Костин открыл деловой завтрак фразой "я счастлив, что не отвечаю за российский бюджет"), правда, радость разделят не все, ведь от низких цен на нефть выигрывают пять миллиардов человек, чьи страны импортируют нефть, подсчитал глава Credit Suisse.
Вопросов нет
Год назад, испытав незадолго до Давоса суровый валютный шок, Россия использовала площадку Всемирного экономического форума, чтобы во всеуслышание заявить - да, ситуация в экономике страны плохая, это самый настоящий кризис, но мы должны воспользоваться моментом и провести структурные реформы. Основным проводником этих тезисов тогда был искушенный в публичном общении с западной аудиторией Игорь Шувалов. Делегировав в Давос первого вице-премьера, курирующего экономический блок правительства в целом и проблематику иностранных инвестиций в частности, власти страны в момент, когда призрак "холодной войны" активно готовился материализоваться, Россия продемонстрировала желание бороться с международной изоляцией.
Теперь, когда набирают силу разговоры о возможной отмене санкций, руководство страны приняло довольно парадоксальное решение - высадить в Давосе дальневосточный десант. В Швейцарию приехал вице-премьер Юрий Трутнев, курирующий Дальний Восток, и глава Минвостокразвития Александр Галушка. Дебютировать на ВЭФе собиралась Эльвира Набиуллина, однако на этот раз новый валютный шок пришелся прямо на дни форума, и главе ЦБ стало совсем не до Давоса. В день, когда должно было, но так и не состоялось выступление оставшейся в Москве Набиуллиной, нефть и рубль неожиданно перешли в контрнаступление. Такое совпадение может поставить под угрозу и последующие заграничные командировки председателя Центробанка. Как говорил бургомистр из "Барона Мюнхгаузена", "у нас нет никаких оснований утверждать, что он разогнал облака, но и говорить, что он не разогнал облака, это значило бы противоречить тому, что видишь".
Отмена поездки Набиуллиной вкупе с укороченной программой пребывания главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева (он не участвовал в самом форуме, ограничившись неформальной министерской встречей ВТО на полях ВЭФа) похоронили надежду на громкие заявления российских официальных лиц в этом году. Ответы на самые интригующие вопросы: при помощи каких именно мер будет сводиться бюджет при нынешних ценах на нефть, как в рамках заявленной амбициозной программы приватизации продавать акции находящихся под санкциями компаний и банков, прозвучат, вероятно, уже в России. Строго в рамках установки президента Владимира Путина "работать дома".
Зампред правительства за пределы своей компетенции старался не выходить и говорил преимущественно о Дальнем Востоке.
Впрочем, однажды вице-премьер чуть было не взорвал информационное пространство, когда на завтраке "ВТБ Капитала" вдруг поднял руку в ответ на вопрос - кто верит, что нефть упадет до $17 за баррель (на отметке $18 остановился Алексей Кудрин, переплюнувший всех участников голосования по части пессимизма). Но через секунду ведущий успокоил собравшихся - Трутнев всего лишь приветствовал дружеским жестом своего земляка, бизнесмена Андрея Кузяева.
Инвесторы на традиционной сессии Russia Outlook вопросов не задавали. Даже "враг номер один" Билл Браудер вопреки обыкновению не поинтересовался, что там с расследованием по делу Магнитского (а ведь его жесткие реплики успели стать своеобразным ритуалом российской сессии в Давосе, и Игорь Шувалов, пропустив форум в 2014 году, жаловался потом, что скучал без беседы с "невъездным" основателем Hermitage Capital). Сдержанное поведение европейской аудитории вице-премьера Трутнева не смутило.
"Европа несколько дальше географически, поэтому интерес, может быть, несколько меньше - может быть, это связано с санкциями, может быть, с расстояниями. Я не готов сейчас анализировать, да и, честно говоря, не вижу большого смысла. Здесь я бы полностью опирался на позицию одного из китайских лидеров, который сказал: "все равно какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей". Вот нас устраивают любые инвестиции", - сказал он.
Глава РФПИ Кирилл Дмитриев афоризмом Дэн Сяопина обязан руководствоваться по должности - его работа как раз и состоит в привлечении инвестиций вне зависимости от географической принадлежности. Санкции эту географию ограничили преимущественно Азией и арабскими странами, но Дмитриев рассчитывает вернуть в Россию традиционный капитал.
"На форуме мы видели мощное желание к диалогу со стороны французских партнеров, с которыми у нас готовится крупное соглашение, итальянских, немецких партнеров. Я надеюсь, мы можем рассчитывать на очень значимый прорыв в отношениях с Европой в ближайшие шесть-девять месяцев", - сказал Дмитриев "Интерфаксу" по итогам ВЭФа.
Словесные интервенции против санкций
В отсутствие политических лидеров и привычных западному инвестиционному сообществу чиновников экс-министр финансов Алексей Кудрин фактически взял на себя роль теневого лидера делегации. Он не только участвовал во всех без исключения мероприятиях российской повестки форума, но и говорил скорее как прогрессивный топ-чиновник, нежели как общественный деятель и критик властей. Допустив краткосрочное падение нефти до $18 и даже до $16, и констатировав, что "пик кризиса - имеется в виду падение ВВП - еще впереди", Кудрин при этом сделал и одно из самых оптимистических заявлений форума.
"Мы воспринимаем себя как часть мира, как страну, которая будет учитывать в своих международных связях требования международного сообщества. Это неизбежно, что мы договоримся. Я абсолютно уверен, вопрос (лишь в том - ИФ) - растянем ли мы этот период переговоров или это может произойти быстрее", - сказал Кудрин.
"Я уверен, что и санкции начнут снижаться в конце этого года - начале следующего. Никто в России не собирается сохранять противостояние. Я думаю, будут выполняться минские соглашения и, тем самым, это конфликт в отношении санкций тоже будет разрешаться", - заявил бывший министр.
"Я уверен, что Россия после неких переговоров, нового диалога вернется во все мировые форматы, включая G8. И не потому, что она станет опять сверхсильной экономической державой, а потому что она имеет комплекс качеств, в том числе геополитического и военного значения, которые и были изначально основой для включения России в "восьмерку", - продолжал Кудрин.
Юрий Трутнев о перспективах отмены санкций высказывался более осторожно, но в целом в том же ключе.
"Они (иностранные инвесторы - ИФ) ожидают, что будут прекращены санкции в отношении России. Они практически все об этом говорят", - сказал он журналистам.
У коллег из правительств других стран, с которыми Трутнев встретился в Давосе, "мнение по поводу продления санкций весьма неоднородно", заявил он. "Достаточно много наших коллег говорит о том, что санкции невыгодны не только России - санкции невыгодны европейскому сообществу",- сказал вице-премьер. Тем более, что санкции со своими задачами не справляются, уверен чиновник: поддержка президента Путина с момента их введения выросла на треть. "Я не думаю, что целью санкций было сплотить народ Российской Федерации, но это получилось", - сказал Трутнев.
"Начинается более спокойное отношение к России - нет такого жесткого антагонизма, как последние пару лет. Нам действительно пора переходить в прагматический режим: есть очень много глобальных проблем, и Россия должна быть страной, которая вместе со всеми их решает", - считает, в свою очередь, Кирилл Дмитриев из РФПИ.
Впрочем, набор российских тезисов на санкционную тему был известен и до Давоса, и если бы осторожный оптимизм исходил только с одной стороны, это вряд ли дало бы основания для выводов. Но об отмене санкций говорили в Давосе не только на русском языке. Госсекретарь США Джон Керри заявил, что при условии "усилий и искреннего стремления с обеих сторон" можно выполнить минские соглашения в течение ближайших месяцев, и в этом случае санкции будут сняты.
Мечты о кредитах
Крупные российские бизнесмены в Давос приезжают всегда, независимо от уровня официальной делегации. Правда, от громких заявлений на швейцарской земле стараются воздерживаться. Только Олег Дерипаска, давний и последовательный критик политики российского Центробанка, избрал швейцарскую землю для программного выступления.
Тогда как у правительства есть более или менее внятная антикризисная повестка, ЦБ ведет себя как сторонний наблюдатель и "большой хедж-фонд", и не дает экономике развиваться, заявил Дерипаска. Именно излишне жесткая денежно-кредитная политика регулятора повинна в том, что впервые в современной отечественной истории девальвация рубля не привела к экономическому росту, уверен владелец "РусАла".
"Мы имеем более или менее разумный набор мер правительства. Но если нет денежного предложения, потока ликвидности, никто не будет "грузиться" под эффективную ставку 20%", - сказал он, назвав условия кредитования запретительными.
"Они не могут отстраниться (от задач стимулирования экономики - ИФ). Я правительство понимаю - мы приходим, и каждая наша встреча с президентом, премьером чем-то заканчивается. Разобрались, например, в теме лизинга, правительство что-то сделало. Но я не вижу ничего со стороны ЦБ. Что они делают? Они не пытаются даже проанализировать ставки", - полагает Дерипаска. Ставки должны снизиться примерно вдвое, чтобы маховик экономического роста запустился, считает он.
Проблема, по мнению предпринимателя, не только в жесткой денежно-кредитной политике, но и в недостатке конкуренции на банковском рынке: "два госбанка заправляют всей экономикой", и даже если денежное предложение будет увеличено, доводить ликвидность до получателей некому. Дерипаска предложил ЦБ взять пример с Китая и создать еще хотя бы несколько госбанков.
Через неделю после Давоса совет директоров ЦБ впервые в этом году будет рассматривать вопрос о денежно-кредитной политике, но вряд ли стоит рассчитывать на то, что ставка будет снижена вдвое, а в традиционном пресс-релизе по итогам заседания обнаружатся цитаты из выступления Дерипаски и заявление о создании новых госбанков. Впрочем, может быть, магия Давоса в чем-то и сработает, ведь даже Леонардо ди Каприо получил здесь премию.