Итоги 2015: "АЛРОСА" – хуже обычного, но лучше De Beers

Уходящий год для алмазного рынка был отмечен самым значительным падением со времен кризиса 2008 года

Итоги 2015: "АЛРОСА" –  хуже обычного, но лучше De Beers
Фото: Reuters

Москва. 29 декабря. INTERFAX.RU – "Я возглавил компанию в момент резкого снижения цен. Смотря на происходящее, я думал: за что это мне? Но, как бы сильно я не расстраивался, Филиппу Мелье еще хуже", - эта шутка президента "АЛРОСА" Андрея Жаркова на встрече с долгосрочными клиентами в декабре 2015 года красноречиво характеризует ситуацию на алмазном рынке. Жарков возглавил "АЛРОСА" в конце апреля, когда только наиболее пессимистичные эксперты могли предвидеть, что этот год будет отмечен самым значительным падением со времен 2008-09 года. И хотя больно было всем, - от немногочисленных добывающих компаний до тысяч огранщиков и ювелирных ритейлеров - пока наиболее пострадавшей выглядит De Beers.

А на исходе прошлого года ничто, - по крайней мере, явно, - не предвещало печального для отрасли результата. "АЛРОСА" начинала 2015 год на волне успеха после рекордного роста выручки в 2014-м, вызванного как ростом цены, так и объемов реализации. Опасения ряда представителей срединного звена "алмазного трубопровода" - огранщиков и производителей бриллиантов, - по поводу наращивания продаж алмазодобытчиков и недостаточной корреляции между ценами на алмазы и бриллианты не то чтобы совсем игнорировались, но, будучи регулярными, воспринимались как элемент борьбы за более комфортное ценообразование. Основные индикаторы рынка алмазов сулили, пусть и не взрывной, но стабильный рост, - спрос на ювелирные изделия с бриллиантами в США был устойчив, экономика Китая не внушала беспокойства.

Основываясь на этом, "АЛРОСА" запланировала 3%-ный рост цен. Достаточно скромный прогноз, если сравнивать с 7% по итогам 2014 года. Зато достигнутый от высокой базы и сулящий реализацию заложенному в стратегию "АЛРОСА" сценарию долгосрочного роста, который базировался на двух китах - снижение предложения из-за истощения действующих месторождений и постоянное повышение спроса на ювелирные изделия из-за улучшения благосостояния среднего класса Китая и Индии.

Как показал 2015 год, основным катализатором пролития ушата ледяной воды на алмазный рынок является даже не макроэкономика, и, в частности, ситуация в Китае. Тем более, что антикоррупционная политика компартии КНР, обернувшаяся падением продаж luxury в этой стране, не новость 2015 года, ее эффект отмечался еще двумя годами ранее и не помешал росту 2014-го.

Сказались те самые фундаментальные перегибы, о которых так долго говорили огранщики. Рост цены на сырье в 2013-2014 годы в момент "надувания пузыря" подорвал их рентабельность, а накопившиеся запасы готовой, но нереализованной продукции на складах - ограничили аппетит к новым закупкам сырья. "В 2013-14 годах на рынок было выброшено значительное количество алмазов, которые, переработавшись, создали давление на рынок бриллиантов и привели к абсолютному несоответствию между спросом и предложением. В результате мы видим в течение долгого времени нисходящий тренд цены на бриллианты, который продолжает двигаться вниз. Он затронул и сырье", - пояснял глава смоленского "Кристалла" Максим Шкадов. Наконец, торможение экономик стран-лидеров по потреблению luxury, исключая США, не способствовало росту спроса на ювелирные изделия с бриллиантами.

В итоге алмазодобытчики, в первую очередь De Beers и "АЛРОСА", каждая из которых контролирует около 25% мировых поставок сырья, умело сняв сливки с растущего рынка ранее, в 2015 году столкнулись с оскудением ресурсов своих клиентов. Причем, как прямых клиентов - узкого круга долгосрочных покупателей-сайтхолдеров, так и вторичного рынка, с которого, в свою очередь, умело сняли сливки сайтхолдеры.

На рынке идет "сражение за оставшийся кэш" между крупнейшими поставщиками "АЛРОСА" и De Beers, и в этой борьбе "АЛРОСА" преуспевает больше, отмечал в сентябре все тот же Шкадов. "АЛРОСА" более гибко работает со своими клиентами, поэтому российская компания обошлась 15%-ным снижением цен, по сравнению с 18%-ной коррекцией De Beers. Система реализации крупнейших алмазодобытчиков практически идентична: более 70% продаж по выручке приходится на долгосрочных клиентов (сайтхолдеров), получающих в боксах избранные ими самими категории алмазов, и то, что нужно продать поставщикам. Клиенты у них одни и те же, различия только в количестве торговых сессий: у "АЛРОСА" они ежемесячные, у De Beers - 10 раз в году, а также в условиях отказа от товара и сортировке, то есть наполняемости боксов. Как выяснилось, бес кроется в деталях.

Перевес в количестве торговых сессий позволил "АЛРОСА" осуществить более гибкую адаптацию к рыночным реалиям, с учетом временного лага и возможности чаще корректировать ассортимент, пояснил аналитик отраслевого агентства Rough&Polished Сергей Горяинов.

Важную роль сыграл тот факт, что "АЛРОСА" позволяла клиентам в особо трудные для них времена (например, "тихий" третий квартал) отказываться от части месячной закупки, не нагружая их избыточным сырьем. В августе, например, лимит отбора был 20%, а в ноябре-декабре 30%, т.е. клиенты могли отказаться от 80% и 70% своих обязательств соответственно. De Beers до последнего не разрешала такие вольности, пытаясь максимально обременить клиентов. В виде послабления разрешалось перенести свои обязательства на будущие один-два месяца. Строгая дисциплина сыграла злую шутку. Уже в середине года отраслевые СМИ запестрели сообщениями о разрывах контрактов по инициативе клиентов, а в ноябре De Beers пришлось разрешить сайтхолдерам не покупать ничего. Ноябрьский сайт принес De Beers всего $70 млн, в декабре было продано $150 млн - это вопиюще малые цифры. "Общий настрой сайтхолдеров - не брать, если они будут видеть убытки или брать минимум", - говорил представитель одного из клиентов. De Beers не является монополистом в алмазных поставках, и не исключено, что клиенты могли уходить к более лояльной "АЛРОСА". Тем более что, по ряду сигналов, особенно во второй половине года предпочтения клиентов смещались в сторону небольших алмазов массового сегмента, которыми "АЛРОСА" располагала в большем количестве.

"De Beers пришлось позволить клиентам отказываться от боксов на 100%, а "АЛРОСА" удалось этого избежать, сделав боксы более привлекательными для клиентов, произведя пересортировку. Видимо, добавляли сырье, исходя из потребностей клиентов, убирали менее ликвидные сорта. Несмотря на то, что клиенты одни и те же, потребности все же различаются, тем более на таком волатильном рынке", - считает С.Горяинов. "У "АЛРОСА" более гибкая и, если так можно сказать, более рыночная политика, компании удалось лучше договариваться с клиентами. "АЛРОСА" сумела нормально обработать пул клиентов", - резюмировал он.

При этом за счет большей стоимости алмазов и относительно неплохих (по сравнению со вторым полугодием) продаж в первом полугодии De Beers получила за этот период выручку $3 млрд (падение на 21% в годовом выражении). "АЛРОСА" по итогам полугодия отставала, получив около $2,3 млрд (пересчет по среднему курсу ЦБ за период 57,2 руб./$), динамика по выручке и EBITDA была положительной из-за девальвации. Данных De Beers за 9 месяцев нет, да и любые сравнения публичной российской компании, которая отчитывается в рублях, с подразделением Anglo American по показателям несколько натянуты. Но есть основания полагать, что с учетом слабых продаж в конце года разница могла нивелироваться. "Теоретически "АЛРОСА" может опередить De Beers в этом году, учитывая, что у "АЛРОСА" все время был меньше разрешенный коэффициент отмененных продаж. Например, в ноябре у De Beers был уровень отказа 100%, а у "АЛРОСА" - 70%. "АЛРОСА" должна была продавать больше", - считает Олег Петропавловский из БКС.

При всей условности сравнения, надо отметить, что на кону - громкий титул "крупнейшей алмазодобывающей компании по выручке", к которому, вслед за позицией лидера по объемам, так стремится "АЛРОСА". А главное, что недостаток гибкости в продажах уже заставил De Beers поторопиться с проявлениями гибкости в добыче.

Реагируя на падение спроса, De Beers трижды в 2015 году снижала свой производственный ориентир - суммарно с 32-34 млн карат до 29 млн карат, а в конце года объявила о закрытии наименее рентабельного рудника - канадского Snap Lake. В конце декабря основное предприятие De Beers Debswana объявило о консервации шахты Damtshaa, а также снижении переработки руды на руднике Orapa. Похожие процессы проходят или готовятся во всех алмазодобывающих компаниях - например, Rio Tinto, Petra и Dominion. "АЛРОСА", ведущей производственную деятельность в вечной мерзлоте Якутии, сложнее дается манипулирование добычей из-за климатических и социальных особенностей. Возможность корректировки производственной программы рассматривается по итогам первого квартала. К слову, оптимизма у аналитиков не вызывает не только первый квартал, но и весь будущий год. Но грамотная политика продаж позволила, по крайней мере, в уходящем году не создавать "навес", который, по мере увеличения, станет избыточным для "АЛРОСА" и для рынка.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });