Итоги 2015: Телеком еще повоюет

В эпоху экономических неурядиц телеком утверждает себя в статусе одной из самых стойких отраслей в России

Итоги 2015: Телеком еще повоюет
Фото: ingimage/vostock-photo

Москва. 29 декабря. INTERFAX.RU – У каждой медали есть обратная сторона, и российский телеком - отличная тому иллюстрация. Подавляющее большинство других отраслей смотрят на темпы роста в телекоме за последнее десятилетие с черной завистью - это с одной стороны. С другой стороны, технологический прогресс, который и обеспечивает этот гигантский рост, требует от операторов больших вложений. Если в трудных макроэкономических условиях поддаться вполне естественному стремлению затаиться и подождать, вскоре вместо перспектив будешь видеть только спины конкурентов. Потратишь слишком много, а спад затянется - нечем будет платить по долгам. Найти идеальный баланс между двумя этими крайностями может быть сложнее, чем построить сеть очередного поколения.

Пока телеком утверждает себя в статусе одной из самых стойких к экономическим неурядицам отраслей в России. В то время как многие рынки спикировали вслед за ценами на нефть, телекоммуникации, по предварительным данным исследовательской компании "ТМТ Консалтинг", ускорили рост до 2,1% с 1,7% в 2014 году. Почти 60% выручки (971 млрд рублей) в телекоме сформировал сегмент мобильной связи, который, впрочем, в этом году впервые в истории рос медленнее рынка - на 1,2%.

Сотовые операторы в 2015 году, как и раньше, развивали 3G- и 4G-сети, совершали сделки M&A, привлекали крупные кредиты, в том числе за рубежом. И даже с размахом тратились на первых в истории России аукционах на LTE-частоты, заплатив государству 6,3 млрд рублей.

Оглядываясь на 2015 год, можно сделать вывод, что для телеком-отрасли он стал логическим продолжением 2014-го. Тренды, наметившиеся ранее, продолжили развиваться, и речь не только об общих для российской экономики местах - геополитике, санкциях, девальвации рубля. Игроки телеком-рынка находятся в различной ситуации - каждый из операторов исполняет собственную партию. Для некоторых из них 2016-й может стать годом проверки на правильность выбранной стратегии и способность достигать заявленных целей. Но долгосрочный рост вопреки депрессивной макроэкономике вряд ли возможен даже в самой динамичной отрасли. Телекомы продолжат существовать в парадигме своих бизнес-планов, внедрения новых сервисов и строительства сетей, даже если за баррель российской нефти в 2016 году будут давать $20. Однако сражаться за место под солнцем будет сложнее, и операторам придется задействовать все имеющиеся навыки боя за рыночную долю.

Вперед, к победе оптимизации

Среди российских мобильных операторов два дают прогнозы годовых результатов, и оба были консервативны в начале 2015 года. МТС ждала роста выручки в России более чем на 3% (после III квартала прогноз был повышен до более чем на 4%),тогда как по итогам 2014 года показатель увеличился на 5,6%. "Мегафон" был еще более осторожен и заложил в свой прогноз нулевой рост (по итогам 2014 года выручка увеличилась на 5,9%).

"Вымпелком" же, стесненный статусом "дочки" глобального Vimpelcom Ltd., традиционно финансовых ориентиров не дает, но любит делиться концептуальным видением. О том, что 2015 станет для "Вымпелкома" годом тотальной экономии, его гендиректор Михаил Слободин объявил в конце 2014 года. "Будем экономить на всем, на чем можно экономить", - сказал он и пронес эту мантру через весь год.

Если перечислять, на чем пытался сэкономить "Вымпелком" в прошедшем году, вполне вероятно, не хватит пальцев рук: компания объявила о сокращениях штата управленцев на "десятки процентов", продаже 10 тысяч сотовых вышек, сокращении региональных управлений, об аутсорсинге IT-систем, а Слободин даже заикнулся о возможном переезде центрального офиса компании с Садового кольца в более выгодное, с точки зрения арендных ставок, место.

Цель "глубокой оптимизации" - конкурировать с мировыми digital-компаниями, которые имеют легкую структуру управления и высокую концентрацию уровней принятия решений, утверждал глава "Вымпелкома". Это, безусловно, важные цели, но ключевая задача оператора, которую и призван был решить Слободин, возглавивший "Вымпелком" в сентябре 2013 года, - вернуть доверие абонентов. Это, в свою очередь, залог роста выручки и успеха в борьбе за улучшение позиций на рынке.

Совокупная выручка компании в 2015 году стагнировала - рост за три квартала 2015 года случился лишь раз - по итогам января-марта (на 0,2%), в остальное время показатель сокращался на 1% ежеквартально. В то же время доходы в мобильном сегменте во II и III кварталах росли на 1% и 2% соответственно.

Летом на встрече с аналитиками менеджеры "Вымпелкома" прогнозировали, что в течение 2015 года рост доходов не превысит динамику первого квартала, что можно понимать как отсутствие роста как такового. На той же встрече они сообщили, что рост выручки запланирован с 2016 года. В начале 2014 года Джо Лундер, на тот момент глава Vimpelcom Ltd., обещал в интервью "Интерфаксу", что российский оператор стабилизирует долю рынка и вернется к активному росту примерно через два года, то есть в 2016 году. В этом же году, в сентябре, истекает трехлетний контракт Слободина.

Согласно подсчетам "Интерфакса", с того момента, как он возглавил "Вымпелком" (как раз в конце III квартала 2013 года), доля рынка оператора в российской выручке "большой четверки" сократилась до 25,2% с 27,1% (приводится сравнение мобильной выручки за 9 месяцев 2013 года и 9 месяцев 2015 года).

За это же время МТС увеличила долю до 33,8% с 31,3%, "Мегафон" - до 30,2% с 29,4%. Tele2 за два года, как и "Вымпелком", снизила долю на российском рынке - до 10,8% с 12,2% (оба показателя - с учетом мобильных активов "Ростелекома"). Однако в случае с Tele2 сравнение не в полной мере репрезентативно, поскольку в 2013 году оператор не владел мобильными активами "Ростелекома" - они были присоединены в августе 2014 года.

Еще одним лозунгом Слободина в 2015 году было "получить больше за те же деньги". Пока неизвестно, сколько потратит "Вымпелком" на капитальное строительство по итогам 2015 года, однако данные на конец III квартала свидетельствуют, что за 9 месяцев CAPEX в годовом сопоставлении сократился на 26,4%, до 28,7 млрд рублей. Это в 1,6 раза меньше, чем у "Мегафона", и в 2,3 раза меньше, чем у МТС. Менеджеры компании объясняли этот тревожный тренд "умным" инвестированием, использованием BigData при проектировании строительства, и скидками от вендоров. Пока о результатах реализации smart-стратегии говорить рано, отмечает представитель "Вымпелкома" Анна Айбашева. По ее словам, промежуточный анализ показывает, что доходы на одну новую базовую станцию выросли на десятки процентов относительно прошлого года.

Все телеком-компании находятся в крайне непростой ситуации из-за девальвации рубля: получая рублевую выручку, они закупают оборудование в иностранных валютах, отмечает президент МТС Андрей Дубовсков.

МТС снизила темпы реализации неприоритетных проектов или отложила их, однако инвестировала в 2015 году больше конкурентов, подчеркивает он. Оператор считает, что, активно инвестируя в кризисный период, он закладывает базу для дальнейшего роста. Эффективность такой стратегии во время предыдущего кризиса продемонстрировал "Мегафон", обогнавший по выручке "Вымпелком", который начал экономить на капзатратах и заморозил строительство новых сетей. Однако нельзя забывать, что семь лет назад российская экономика, по сути, отделалась легким испугом, так как цена на нефть быстро пошла вверх. Что будет на этот раз и где нашу экономику ждет пресловутое дно, за которым последует рост, сложно предсказать. Пока дно продолжает уходить вниз - несмотря на периодические заявления российских чиновников о том, что оно уже достигнуто.

Путь оптимизации и стремление получить больше привели "Вымпелком" к расширению в 2015 году сотрудничества с МТС в части совместного использования радиочастотного спектра. Теперь компании не только общими усилиями строят LTE-сети в 36 регионах, но также в 20 из них делят частоты 2,6 ГГц - ширина общей полосы составляет 20 МГц.

"Мегафон" реабилитируется "фиксой" И B2B

Обобщить год "Мегафона", наметив общие тенденции и вектор развития, сложно. Свой "мильон терзаний" в уходящем году получили акционеры компании - сначала узнав размер дивидендов за 2014 год, после чего, наблюдая за падением стоимости акций компании до исторического минимума ($11,4 за GDR). Однако эти события вряд ли взаимосвязаны - в 2015 году дно увидели акции многих российских компаний, в том числе МТС и Vimpelcom. Капитализация "Мегафона" по состоянию на 24 декабря сократилась в 1,4 раза по сравнению с показателем годом ранее, МТС - в 1,3 раза, Vimpelcom - в 1,2 раза.

"Мегафон" в прошедшем году, как и "Вымпелком", упражнялся в экономии средств, однако в отличие от конкурента делал это не под знаменем антикризисного менеджмента, а, скорее, в поисках лучших возможностей. Не всегда в пользу акционеров. Например, решение заплатить мизерные (по меркам "Мегафона") дивиденды за 2014 год - 16,13 рубля на акцию, или 10 млрд рублей, что в 4 раза меньше, чем за 2013 год - гендиректор компании Иван Таврин объяснил необходимостью "управления денежными средствами и валютными рисками в осторожной манере". Финансовый директор "Мегафона" Геворк Вермишян говорил, что большие дивиденды в первой половине года вынудили бы компанию продать валютную компоненту ликвидности оператора. "Это опасно в теоретическом сценарии ослабления рубля к концу года, когда нам нужно будет платить долги", - говорил он "Интерфаксу".

Прогноз CFO "Мегафона" по состоянию рубля в целом сбылся - с момента объявления рекомендаций по дивидендам за 2014 год рубль упал к доллару более чем на четверть. Однако беспокойство о долге вряд ли понравилось миноритариям - в пересчете на доллары они получили меньше, чем могли бы, если основной транш выплат пришелся бы на начало, а не конец года. Не исключено, что этот факт повлиял на отношение инвесторов к бумагам "Мегафона".

Но в целом из финансового потока 2015 года "Мегафон" выплатил максимум за свою публичную историю - почти 50 млрд рублей. Промежуточные дивиденды за 9 месяцев составили 64,51 рубля на акцию (всего 40 млрд рублей). Однако 50 млрд рублей (80,64 рубля на акцию) в начале года принесли бы миноритариям $1,45 на бумагу, в то время как в сумме двух траншей они получили на 13% меньше - $1,26.

К октябрю 2015 года "Мегафон" смог преодолеть пресловутый "олимпийский эффект" I квартала 2014 года, когда выручка компании показала двузначный рост, чего с мобильными операторами не случается уже давно. В I квартале 2015 года доходы из-за эффекта высокой базы снизились на 1,2%, во II квартале - на 0,7%, но уже из-за того, что "просели" продажи гаджетов, а в III квартале был рост на 0,3%. Чтобы выполнить годовой прогноз по выручке (а он, в отличие от прогноза по OIBDA, не был пересмотрен в сторону увеличения), доходы в IV квартале должны увеличиться примерно на 1,5%.

Возможно, дополнительной инъекцией в выручку октября-декабря станут доходы от корпоративного сегмента, в котором "Мегафон" старается догнать "Вымпелком". По данным "ТМТ Консалтинга", по итогам года доли МТС, "Вымпелкома" и "Мегафона" в мобильном корпоративном сегменте будут составлять 36%, 29% и 27% соответственно. "Мегафон" позже пришел на этот рынок, поэтому сейчас догоняет конкурентов, говорит гендиректор "ТМТ консалтинга" Константин Анкилов.

Судя по сообщениям "Мегафона", в 2015 году он активно привлекал B2G-клиентов. Выручка от госзаказчиков по итогам прошедшего года составит порядка 8,5 млрд рублей, прогнозирует директор по развитию корпоративного бизнеса "Мегафона" Влад Вольфсон. С 2016 года "Мегафон" будет обслуживать около 1 тыс. заказчиков по новым контрактам, сумма которых составляет порядка 20 млрд рублей.

Еще одним источником роста выручки "Мегафона", по крайней мере в III квартале, стал фиксированный бизнес, тогда как у конкурентов этот пункт в отчетности просел. Доходы "Мегафона" от "фиксы" должны вырасти после покупки B2B-оператора "Гарс Телеком", их также поддерживает направление услуг для операторов (B2O) и, в частности, евроазиатская оптоволоконная магистраль DREAM. Проект стоимостью более 600 млн рублей планово окупился в этом году, сейчас к нему подключены китайские China Telecom, China Mobile и China Unicom, европейские операторы Deutsche Telekom, Interoute, Softnet, Telecom Italia Sparkle. При этом МТС и "Вымпелком" отмечали, что их фиксированные доходы снижаются в том числе из-за нерентабельного B2O-сегмента.

МТС также отмечает, что корпоративный рынок мобильной связи показывает устойчивый рост вопреки экономической нестабильности: в III квартале оператор увеличил число проданных контрактов на корпоративном рынке в 1,5 раза год к году. Проникновение интернет-пользования среди корпоративных клиентов МТС за год выросло на 10 п.п., каждый второй новый абонент компании в бизнес-сегменте пользуется не только голосовыми услугами, но и мобильным интернетом, отмечает представитель оператора Дмитрий Солодовников.

Российский бизнес также использует мобильный интернет в рамках М2М-сервисов - в 2015 году количество таких подключений выросло на 20% до 3,6 млн, отметил он. Доля M2M трафика в корпоративном сегменте в 2015 году удвоилась, составив около 20%.

МТС принимает ответные меры

Очень бодро прошагав первые четыре месяца 2015 года (практически не споткнувшись о курс украинской гривны и потерю крымских абонентов), МТС столкнулась с бедой, замаячившей на горизонте еще в конце 2014 года. Тогда развалилась долго готовившаяся сделка по вхождению МТС в капитал "Связного", контроль над которым в итоге перешел к Олегу Малису - брату главы "Евросети" и бизнес-партнеру основного акционера "Мегафона". В результате "Связной" породнился с "Евросетью", принадлежащей на паритетных началах "Мегафону" и "Вымпелкому".

В апреле оба конкурента МТС вернулись с продажами в "Связной", бывший ранее вотчиной МТС (на нее приходилось до 70% продаж контрактов в салонах ритейлера.)

МТС сначала устроила публичное расставание, прекратив продажи контрактов и прием платежей в салонах ритейлера, а потом решила - "так не достанься ж ты никому!". И подала иск к ФАС за то, что та одобрила ходатайство Олега Малиса о приобретении контроля над "Связным". Новая "группа лиц" - ритейлеры братьев Малисов - могла ограничить конкуренцию на рынке операторских контрактов, утверждала МТС. Но суд под конец года отклонил иск МТС, и оператор еще не решил, будет ли подавать апелляцию.

Поиск справедливости в вопросе владения "Связным" - это скорее дело чести для МТС (и об этом мы, видимо, еще услышим в 2016 году), настоящая же головная боль оператора - замещение канала, через который ранее продавались 10-20% (по данным МТС) его контрактов. Разрыв отношений с партнером вынуждает МТС значительно наращивать свою розничную сеть - до 5 тыс. в 2015 и 5,5 тыс. - в 2016 году. И это при том, что ни "Связной", ни "Евросеть" не собираются расширять физическую сеть, как и "Мегафон" - повышение эффективности ритейла у них сводится к релокации салонов.

По мнению президента МТС Андрея Дубовскова, большая часть операторской розницы и даже мультибрендовых ритейлеров - нерентабельна. Сам оператор хотел бы, чтобы количество точек продаж на рынке сократилось, но вынужден поступать ровно противоположным образом.

"Предел роста розницы не от нас зависит - мы всегда идем в ответ. Точек продаж, которые мы контролируем, в разы меньше точек, которые контролируют наши конкуренты. Тем не менее, мы подключаем не в разы меньше, чем конкуренты из "большой тройки", но на определенное количество - на 1-3 млн sim-карт ежеквартально. Но мы не можем подключать на 5 млн меньше, тогда мы потеряем долю рынка", - говорил журналистам Дубовсков в конце года.

МТС пока не заместила собственной розницей потерянные продажи контрактов в "Связном" и рассчитывает решить эту задачу за несколько кварталов.

МТС также хотела бы, чтобы операторы в целом подключали меньше абонентов, чем сейчас. По данным Дубовскова, ежегодно в России продается 113-115 млн sim-карт (при населении в 146 млн человек). Базы операторов, таким образом, наполняются "мертвыми душами", которые дают квартальный прирост, а через полгода - высокий квартальный отток.

Особенно остро проблема оттока для операторов стоит в Москве - этот регион формирует, по данным AC&M, 17% российской абонентской базы и, по разным оценкам, 25-40% выручки "большой тройки". Во II квартале 2015 года лидером по размеру абонентской базы в Москве и Московской области стал "Вымпелком", опередивший МТС. Однако некоторые игроки рынка считают, что это "пиррова победа" - дескать, база оператора токсична, поскольку часть sim-карт "Вымпелком" раздает бесплатно (например, прикладывая к заказанной пицце) или навязывает. Последнее, впрочем, по наблюдениям корреспондентов "Интерфакса", справедливо для всех операторов и связанных с ними ритейлеров. А факты бесплатной раздачи номеров "Вымпелком" отрицает.

Кто-то приходит, кто-то уходит, или братья наши меньшие

Самое ожидаемое телеком-событие 2015 года было связано как раз со столичным рынком. Октябрьский выход Tele2 в Москву, вероятно, уже в 2016 году незначительно перераспределит доли "большой тройки". В декабре у оператора был 1 млн абонентов, что соответствует 2,43% московского рынка на конец III квартала (всего 41,2 млн sim-карт).

Амбиции Tele2 простираются дальше - в Московском регионе она нацелена на 10% рынка, а это более 4 млн абонентов. Всего Tele2 нужно за три года увеличить абонентскую базу на 20 с лишним миллионов, чтобы выполнить собственный план и потеснить в 2018 году "Вымпелком".

Сокращение капзатрат - это точно не про Tele2. В 2015 году CAPEX оператора установил рекорд: за январь-сентябрь он составил 28,3 млрд рублей, что более чем вдвое превышает капзатраты 2014 года. Вполне вероятно, что CAPEX будет расти теми же темпами и в 2016 году. Tele2 предстоит освоить еще около 11 млрд рубей льготного (правда, пятилетнего) кредита ВТБ на строительство сетей в Москве, а также покрыть своими сетями еще 19 регионов, без учета Крыма и Севастополя.

По итогам 2015 года Tele2 будет убыточной, как и в следующие два года, прогнозировала ранее компания. Чистая прибыль и дивиденды акционерам ("Ростелекому", ВТБ, банку "Россия", "СОГАЗу" и Алексею Мордашову) Tele2, по ее собственному прогнозу, "светят" не раньше, чем по итогам 2018 года. Однако акционеры оператора, судя по всему, готовы не только терпеливо ждать успеха, но и щедро его кредитовать.

Пока Tele2 реализует амбиции по превращению "большой тройки" в "большую четверку", для приволжского СМАРТС, заметного в прошлом регионального игрока, 2016 год, похоже, станет последним. Оставшиеся четыре актива своей империи основатель Геннадий Кирюшин планирует продать в 2016 году (правда, пока эти компании находятся под арестом британского суда по иску одного из претендентов на их покупку - МТС). Последним локальным мобильным оператором в России остается уральский "Мотив", который в октябре отчитался о строительстве 4G на территории Свердловской и Курганской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

К слову об LTE - 2016 год, видимо, будет годом, когда каждый из операторов "большой тройки" закроет сетями четвертого поколения 83 региона РФ, кроме Крыма и Севастополя, которые пока обходятся своим мобильным оператором "К-Телеком". К слову, LTE-сети МТС формально уже покрывают все 83 субъекта.

Вместе выгоднее

В 2016 году мы увидим продолжение знакомых сюжетов: продажа остатков СМАРТС, развитие технологии 4G с запуском функционала VoLTE (голос поверх LTE), второй, более масштабные и дорогой, аукцион на LTE-частоты, и, наверняка, новые проекты по совместному строительству сетей.

Мы увидим, насколько эффективной оказалась оптимизация "Вымпелкома", к чему приведет розничная изоляция МТС, сможет ли Tele2 "подвинуть" "большую тройку" на Московском рынке. Новый год покажет, сможет ли "Мегафон" закрепиться на позиции лидера по доходам от передачи данных. В помощь ему - частотный ресурс дочернего "Скартела" (бренд Yota), который в следующем году запустит продажу своих мобильных контрактов еще примерно в 10 субъектах, преимущественно на Кавказе (до конца года количество регионов с дистрибуцией sim-карт Yota вырастет до 71).

От государства операторы ждут двух ключевых вещей - дальнейшей либерализации совместного использования частот (spectrum sharing) и обеспечения недискриминационного доступа в жилые дома.

В октябре 2015 года Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) сделала первый шаг на пути к полноценному spectrum sharing - разрешила операторам объединять имеющиеся у них LTE-частоты в диапазонах 900 МГц, 1800 МГц и 2,5 ГГц. В 2016 году госкомиссия может рассмотреть вопрос о spectrum sharing в диапазоне 800 МГц. Операторы ждут принятия закона, который позволит полноценно легализовать spectrum sharing во всех диапазонах, обменивать и продавать частоты.

Соответствующий законопроект уже два года путешествует по кабинетам чиновников и законодателей, но пока безуспешно. К законопроекту много замечаний у главного юридического управления Госдумы, говорить о том, что он готов ко второму чтению - преждевременно, заявил "Интерфаксу" в конце декабря председатель комитета Госдумы по информполитике Леонид Левин.

"В новом году мы надеемся на скорейшее принятие законодательных поправок по совместному использованию частотного спектра, что даст нам возможность более эффективно использовать дефицитный частотный ресурс, в частности - в рамках нашей работы в "Вымпелкомом", - сказал "Интерфаксу" представитель МТС Дмитрий Солодовников.

По словам главы компании Андрея Дубовскова, в регионах, в которых базовые станции строятся совместно с "Вымпелкомом", средние темпы прироста пользователей LTE у МТС на треть выше показателей в целом по стране. "Кроме того, нам удалось еще на 10-15% от первоначальных прогнозов (на 25-30%) снизить затраты на строительство и эксплуатацию сетей", - добавил глава МТС. С объединением частотного спектра (в рамках решения ГКРЧ) наш совместный проект переходит "на качественно новый этап развития", - подчеркнул Дубовсков. Совместное использование частотного ресурса позволит увеличить скорости мобильной передачи данных и ускорить строительство сетей при оптимизации затрат, что дает МТС и "Вымпелкому" основание "строить планы по дальнейшему расширению количества регионов с совместным использованием частот, сказал Дубовсков.

Важным вопросом является и дальнейшее расширение возможностей совместного использования инфраструктуры связи, отметили в "Мегафоне". Нормативная база в настоящий момент не разрешает операторам совместно использовать, например, транзитные узлы связи, оборудование коммутации и маршрутизации пакетов информации, биллинга, телематические и сервисные платформы. "В текущей экономической ситуации возможность совместного использования - необходимый шаг. Сокращение затрат оператора при введении такой меры достигает 1,5-2 млрд рублей в год", - сказала представитель "Мегафона".

Интересен "Мегафону" и spectrum sharing - компания в конце года направила в ГКРЧ заявки на совместное использование частот со своей "дочкой" "Скартел" в 12 регионах.

"Tele2 готова "реализовывать все возможности для эффективного использования спектра, но конкретных планов на текущий момент нет", - сказала "Интерфаксу" пресс-секретарь оператора Ольга Галушина.

Квартирный вопрос, или "ТСЖ два процента"

Вопрос обеспечения равного доступа операторов в многоквартирные дома с интернет- и ТВ-сетями обсуждается уже около четырех лет. В декабре Минкомсвязи призналось, что пока не нашло взаимопонимания с Минстроем по законопроекту, предусматривающему соответствующие поправки в Жилищный кодекс и закон "О связи".

"По нынешним законам решение о входе нового оператора в дом должно приниматься 2/3 голосов собственников жилья, а это организовать практически невозможно", - говорил вице-президент МТС Руслан Ибрагимов. "Фактически имеет место коллизия двух конституционных принципов - права собственности и права на получение информации. Этим пользуются управляющие компании, присваивая себе право решать, кого из операторов пустить в дом, и устанавливая им плату за вход в дом. По некоторым оценкам, около 2% выручки от услуг ШПД уходит этим управляющим компаниям", - отмечал топ-менеджер МТС.

"Не секрет, что зачастую ТСЖ и управляющие компании занимаются, давайте говорить прямо, шантажом операторов. Они выставляют нереальные расценки на доступ, создают различного рода препятствия на пути к конечному потребителю услуг", - заявил "Интерфаксу" представитель "Ростелекома".

Кроме обеспечения недискриминационного доступа, необходимы изменения в строительные нормы и правила (СНИП), гарантирующие создание в жилых домах инфраструктуры для телеком-оборудования, отметили в госкомпании. "Действующие СНИПы не предусматривают возможности прокладки телекоммуникационной инфраструктуры нескольких операторов связи", - сетует Ибрагимов.

Эти вопросы поднимались на форуме "Интернет-Экономика 2015" в конце декабря и были включены в дорожные карты, которые должны быть переданы президенту представителями отрасли. "Надеюсь, это поможет сдвинуть вопрос с места", - сказал вице-президент МТС.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });