Google оспорит в суде предписание ФАС по жалобе "Яндекса"

Американская корпорация считает предписание российского регулятора необоснованным

Google оспорит в суде предписание ФАС по жалобе "Яндекса"
Фото: Reuters

Москва. 17 ноября. INTERFAX.RU – Google намерена оспорить в суде решение и предписание Федеральной антимонопольной службы, принятые по итогам рассмотрения жалобы "Яндекса".

"ФАС предписала распространять Google Play отдельно от таких приложений, как YouTube, Google Карты и Google Фото. Мы намерены оспорить это решение и объяснить в суде, почему мы считаем его необоснованным", - заявил старший юрист компании Теро Луко.

Как сообщалось, ФАС предписала Google до 18 ноября (позднее срок был продлен до 18 декабря по просьбе компании) устранить нарушение закона "О защите конкуренции". В частности, Google должна исключить из соглашений с вендорами антиконкурентные требования, ограничивающие установку приложений и сервисов других разработчиков. Существующие пользователи android-устройств должны быть уведомлены о возможности деактивации предустановленных приложений Google, изменении поисковой машины в браузере Google Chrome, установки иного виджета поиска, а также смены расположения иконок.

ФАС возбудила дело в отношении Google в феврале. "Яндекс", подавший жалобу, считает, что американский гигант диктует свои условия производителям мобильных устройств на базе Android. Так, в прошлом году Google запретила предустановку всех сервисов "Яндекса" на мобильных устройствах Fly, Explay и Prestigio.

В ходе расследования ФАС пришла к выводу о том, что американская компания разрешает производителям устанавливать на android-устройства магазин приложений Google Play только с рядом других приложений Google. При этом Google требует их размещения в приоритетных местах на экране и запрещает вендорам предустанавливать на устройствах приложения других разработчиков.

ФАС может установить для Google минимальный штраф (1% от объема российского рынка предустановленных мобильных приложений), если американская корпорация выполнит предписание службы и изменит свои соглашения с производителями мобильных устройств для России, заявлял ранее глава ФАС Игорь Артемьев. Максимально возможный размер штрафа - 15% от объема рынка. ФАС не озвучивала своих оценок размера рынка.

"Яндекс" после решения ФАС начал переговоры с производителями мобильных устройств о предустановке своих сервисов. "Многое будет зависеть от действий Google - исполнит ли она предписание регулятора, или обжалует в суде", - заявлял недавно глава "Яндекса" в России Александр Шульгин.

Аргументы Google

В своем заявлении в среду Google утверждает, что ни один из существующих производителей устройств не обязан устанавливать приложения Google вместе с платформой Android. "В России представлено множество мобильных устройств самых разных марок, например ZTE, Xiaomi, Gionee и других. Они работают на базе Android, и их производители не устанавливали приложения Google. Компания Yandex заключала соглашения с рядом производителей по предустановке своих приложений на устройства, на которых не было приложений Google", - заявил Луко в блоге Google Россия.

Если же производитель устанавливает пакет приложений Google, то компании важно, чтобы сразу по извлечению из коробки в руках у потребителя оказалось полностью функциональное устройство. "Мы хотим, чтобы вы легко находили нужные приложения в телефоне и пользовались различными удобными функциями. Наши приложения эффективно работают вместе, чтобы использование устройства было для вас комфортным с момента покупки", - заявил Луко.

"Если производитель предустанавливает приложения Google, он может установить на устройство и конкурирующие приложения", - подчеркнул он, приведя в пример Samsung и ее смартфон Galaxy S6.

Сам пользователь может легко скачать из магазина Google Play нужное ему приложение от любого разработчика, добавил Луко. "Сегодня доступно более миллиона приложений для Android, и средний пользователь устанавливает на устройство несколько десятков", - сказал он. "В России, по данным App Annie, приложения Yandex находятся на втором месте по количеству скачиваний в iOS AppStore и Google Play (в период с марта по июнь 2015 года)", - отметил он.

"В отличие от мобильных устройств Apple, Android предоставляет пользователю множество способов установки приложений, включая возможность скачивать и устанавливать приложения со сторонних сайтов и магазинов", - отметил юрист Google.

О чем молчит...

В свою очередь "Яндекс" заявил о своей готовности к апелляции со стороны Google и открытому разбирательству.

"Слова Google расходятся с делом - компания декларирует свободу выбора, а на самом деле вводит прямые запреты в соглашения с производителями, - говорится в сообщении "Яндекса" - БезGoogle Play невозможно выпускать популярные устройства на Android, а получить Google Play можно только согласившись на условия Google - это не свобода, а иллюзия выбора".

Также "Яндекс" прокомментировал аргументы Google, за счет которых компания намерена опротестовать решение ФАС.

Так, по оценке российской компании, в заявлении Google об отсутствии требования к производителям устанавливать совместно с Android различные ее приложения, смещены акценты. При этом "Яндекс" подчеркивает, что в деле речь идет не о связывании Android с сервисами Google, а о связывании Google Play с другими сервисами Google.

"Google Play незаменим, потому что создан глобальным игроком, ни один локальный игрок не может создать платформу сравнимого масштаба", - отмечает "Яндекс", у которого имеется собственный магазин приложений "Яндекс.Store".

"Подавляющее большинство производителей выпускают устройства с Google Play: они согласились на запреты Google, и одновременно с этим они не могут договариваться с другими компаниями, - указывает "Яндекс". - Ни о предустановке поиска по умолчанию, ни о предустановке сервисов на главных экранах телефонов, ни о выпуске устройств без Google Play, а в некоторых случаях есть полные запреты на работу с конкурентами Google".

При этом "Яндекс" отмечает, что в ходе рассмотрения дела ФАС спрашивала Google о присутствии на российском рынке смартфонов и планшетов на Android без Google Play и GMS, но американская компания не смогла подтвердить, что в РФ существует хоть "сколько-нибудь значительное количество таких устройств".

Также, по оценке "Яндекса", Google в своих аргументах замалчивает некоторые моменты. Например, говоря о возможности установки сторонних приложений на устройства под управлением Android. " Google замалчивает, что предустановка - самый главный и самый эффективный канал донесения мобильных сервисов до пользователя, - говорится в комментяриях "Яндекса". - Этот факт подтверждали представители Google на заседаниях в ФАС".

Аналогичная ситуация (с замалчиванием) сложилась в отношении предустановки альтернативных (продуктам Google) сервисов по умолчанию. "На том же Samsung Galaxy S6 (приводится в качестве примера в одном из аргументов Google), как и на всех телефонах с GMS, есть только поиск по умолчанию от Google, альтернативные поиски запрещены к предустановке в качестве сервиса по умолчанию", - подчеркивает российский поисковик.

"Можно быть крупным игроком, можно связывать свои сервисы в один пакет - по отдельности это может не нарушать закон, - прокомментировал "Яндекс" ситуацию в целом. - Но когда крупный игрок продвигает через доминирующий продукт Google Play другие свои сервисы - это злоупотребление доминирующим положением".

Борьба за рынок

Разбирательство в суде может занять несколько месяцев и отодвинет сроки реализации предписания ФАС, даже если оно будет в итоге подтверждено.

Такой шаг со стороны Google демонстрирует стратегическое значение, которое компания придает российскому рынку, и готовность сражаться за долю на нем, отмечают аналитики "ВТБ Капитала". Это может потребовать от "Яндекса" дополнительных усилий, полагают они.

Летом текущего года доля "Яндекса" на российском рынке интернет-поиска стабилизировалась, а в течение сентября-октября показала рост до 57,5% (статистика ресурса Liveinternet - ИФ). ДоляGoogle снизилась к концу октября до 34,9% с 35% в предыдущие несколько месяцев. В ноябре ситуация изменилась, и "Яндекс" вновь теряет долю (57,1%), а Google - увеличивает (35,4%).

"Яндекс" менее уверенно, чем Google, чувствует себя именно в мобильном сегменте - доля поиска компании на android-устройствах составила в III квартале 40%, на iOS - 45%. Проникновение смартфонов в России продолжает расти, при этом более 80% продаж приходится на аndroid-устройства.

По словам руководителя группы компаний "Яндекс" Аркадия Воложа, доля мобильного трафика в поиске "Яндекса" по итогам III квартала составила 26% по сравнению с 23% во II квартале. Выручка от мобильной рекламы растет медленнее - до 21% от доходов в сегменте контекстной рекламы с 20% по итогам II квартала.

Доля мобильного поиска в общем объеме поискового трафика в Google в России, по оценке аналитиков Sberbank CIB, уже приблизилась к 50%.

Расследование в ЕС

Помимо российского регулятора расследование в отношении Google ведет Еврокомиссия. Минюст США и Федеральная торговая комиссия (FTC) США в сентябре инициировали расследование, в ходе которого они планируют выяснить, злоупотребляет ли Google возможностями Android, что, впрочем, не означает предъявления компании соответствующего обвинения.

"Яндекс" с апреля этого года является участником расследования Еврокомиссии. "Наш опыт борьбы за открытую конкуренцию в России, а также доказательства, которые у нас имеются, могут быть полезными для европейских коллег, добивающихся равных правил игры на мобильном рынке", - заявлял "Яндекс".

В течение последних двух лет Еврокомиссия получила аналогичные заявления, касающиеся антиконкурентных практик Google, от альянса FairSearch (в него входят, в том числе, Microsoft, Nokia, Oracle), компаний Aptoide и Disconnect.

"Мы рассчитываем, что Еврокомиссия согласится с нашим мнением и поможет восстановлению конкуренции, обеспечив равный доступ разработчиков к предустановкам на мобильной платформе Android как для приложений Google, так и для конкурирующих приложений, - заявлял "Яндекс". - Мы провели дополнительный сбор данных и отчетов по ходу рассмотрения нашего заявления в России".

"Яндекс" в ходе расследования в Еврокомиссии выдвигает в отношении Google те же претензии, что и в России. Речь идет о том, что американская компания связывает свои приложения и предоставляет их только в составе пакета приложений Google Mobile Services (GMS), лишая производителей телефонов и планшетов возможности выбирать, какие компоненты GMS предустанавливать на свои телефоны, а какие - нет.

Для получения лицензии на GMS (без нее невозможно получить право на использование магазина приложений Google Play) производителям девайсов необходимо подписать договор с Google. Этот договор обязывает производителей предустанавливать поиск и другие сервисы Google на первом экране мобильных устройств.

Также Google ограничивает доступ к Android конкурирующим мобильным приложениям и сервисам, вынуждая отдельных производителей телефонов и планшетов на базе Android с Google Play предустанавливать приложения и сервисы Google эксклюзивно.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });