Комитет Госдумы поддержал законопроект о налоге на финрезультат в нефтянке
Москва. 8 октября. INTERFAX.RU – Комитет Госдумы по энергетике на заседании в четверг рекомендовал принять в первом чтении законопроект, который вводит с 1 января 2016 года налога на финансовый результат (НФР) в нефтяной отрасли, внесенный Думой Ханты-Мансийского автономного округа. На документ был дан положительный отзыв правительства.
Действующая система налогообложения в нефтянке сформирована в 2002 году, она состоит из налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлины. По мнению авторов законопроекта, она не учитывает нынешние экономические условия разработки месторождений, является "крайне негибкой" к ценовой конъюнктуре и колебаниям валютных курсов, а также не позволяет бюджету получать адекватную ренту от высокорентабельных активов.
"Система налогообложения на основе финансового результата позволит дополнительно изымать в доход государства сверхприбыль от разработки высокорентабельных запасов нефти, обеспечивать рентабельность добычи на месторождениях, находящихся на поздних стадиях разработки, а также добычи трудноизвлекаемых запасов и запасов на месторождениях, не обеспеченных объектами инфраструктуры", - говорится в пояснительной записке к документу.
Согласно документу, система налогообложения в виде налога на прибыль от реализации добытой нефти будет относиться к специальным налоговым режимам. Применяющие НФР компании будут продолжать уплачивать все предусмотренные налоги (налог на прибыль, экспортные пошлины), кроме НДПИ.
На первоначальном этапе на НФР планируется перевести несколько пилотных месторождений (в пояснительной записке упоминаются проекты "Газпром нефти", "ЛУКОЙЛа", "Сургутнефтегаза" и "Салым Петролеум" - без их названий, а в приложениях есть письмо "Роснефти", где компания предлагает в качестве пилотных Юрубчено-Тохомское, Куюмбинское месторождения, Верхнеколик-Еганский кластер месторождений, кластер месторождений Вала Гамбурцева).
Ставку для прибыли пилотных проектов предлагается установить в размере 60% (48% в федеральный бюджет, 12% - в бюджет субъекта РФ), плюс налог на прибыль организаций в размере 20%.
В документе также установлены требования к участкам недр, к которым может применяться НФР. Положения законопроекта не будут применяться к месторождениям, расположенным в границах внутренних морских вод и территориального моря РФ, на континентальном шельфе и в российской части дна Каспийского моря.
Организации, которые хотят перейти на НФР, должны уведомить об этом налоговые органы не позднее 30 ноября года, предшествующего году, с которого осуществляется переход. После перехода организация не сможет сменить режим налогообложения в течение 5 лет.
Законопроект также предусматривает специальный порядок применения мер налоговой ответственности по НФР: в 2016-2018 годах меры налоговой ответственности в виде штрафов применяться не будут, в 2019-2020 годах ставки налоговых штрафов будут уменьшены на 50%, с 2021 года меры налоговой ответственности будут применяться в полном объеме.
Принципиальное решение о поддержке эксперимента по НФР было принято на совещании в правительстве в июне после долгих споров: категорически против выступал Минфин. Законопроект должен быть принят до декабря, заявил тогда вице-премьер Аркадий Дворкович. На тот момент в список потенциальных "пилотов" входили 4 месторождения НК "Роснефти" (Хасырьейское, Надейюское, Бахиловское, Верхнее-Колик-Еганское), 5 месторождений "ЛУКОЙЛа" (Красноленинское, Лазаревское, Имилорско-Источное, Нивагальское, Лас-Еганское), 3 месторождения "Газпром нефти" (Вынгаяхинское, Еты-Пуровское и Валынтойское), а также месторождения "Сургутнефтегаза".