Антикризисные россияне
Граждане нашей страны реагируют на кризис по-разному: кто-то начинает отказываться от стандартного продуктового набора, а кто-то экономит пока только на откровенных излишествах
Москва. 20 ноября. INTERFAX.RU - Абсолютное большинство россиян уже столкнулось с различными проявлениями кризиса на собственном опыте. Как выяснили социологи, основные стратегии поведения россиян в условиях финансового кризиса - отказ от покупки дорогих продуктов и товаров, а также поиск возможности подработать.
Треть россиян (33%) в условиях повышения цен отказываются от покупки дорогих продуктов и товаров в поисках более дешевых, еще трети (32%) приходится вообще отказаться от употребления ряда продуктов и товаров, сообщил в среду на пресс-конференции в "Интерфаксе" генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров по результатам всероссийских исследований, в ходе которых было опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктов в 42 субъектах России.
По данным ВЦИОМ, только 6% респондентов в настоящее время могут позволить себе приобретать товары длительного пользования, а 8% респондентов теперь приходится тратить отложенные накопления на продукты и товары широкого спроса.
Россияне отныне не только экономят на продуктах питания, но и начали делать запасы. Такие выводы следуют из еще одного исследования, посвященного реакции граждан нашей страны на кризис. По данным опубликованного в среду кризисного мониторинга компании КОМКОН, в ходе которого в первую неделю ноября было опрошено 800 респондентов в городах с населением свыше 1 млн, 66% респондентов стали экономить хотя бы на одной из 28 продуктовых категорий, включенных в опрос, а чуть больше четверти респондентов (26%) закупили впрок продукты хотя бы одной из этих категорий.
Самыми неподъемными для россиян оказались мясные (56%) и рыбные деликатесы (49%), колбасы (47%), а также собственно мясо (41%). В топ-10 подлежащих экономии категорий продуктов попали также сыр (39%), соки и алкоголь (по 36%), рыба (35%) кондитерские изделия и даже замороженные полуфабрикаты (по 35%). Стали экономить россияне и на походах в кафе и рестораны. Среди тех, кто хотя бы время от времени питался вне дома, 10% стали делать это реже либо отказались вообще, а 38% опрошенных стали экономить, выбирая более дешевые заведения и блюда.
В целом, рост цен является самым существенным проявлением кризиса для россиян - 59% опрошенных отмечают это в первую очередь. У 38% россиян уже налицо проблемы с зарплатами или премиями, которые задерживают, урезают или убирают напрочь, еще 26% столкнулись с сокращением соцпакета и урезанием различных корпоративных расходов, а 17% российских семей уже напрямую столкнулись с проблемой занятости. Еще треть жителей (31%) испытывает сложности во взаимоотношениях с банками (вклады и кредиты).
Оценки россиян по поводу проявлений кризиса, коснувшихся их лично или членов их семей, варьируются от "катастрофа" и "все очень страшно" до благоразумного "так как стараюсь экономить всегда, кризис пока особо не затронул мои покупки" и спокойного "ситуация пока не настолько критична". Ну и конечно из песни слов не выкинешь - "кризис раздут паникерами и СМИ", "я считаю, что всё это придумано нашим правительством" и, наконец, "стала покупать больше сладостей – повышаю таким образом настроение".
В нынешней кризисной ситуации, согласно исследованию ВЦИОМ, каждый четвертый россиянин (25%) ищет возможность подработать. А уже заработанное жители страны предпочитают вкладывать прежде всего в недвижимость – такой способ вложения денег по-прежнему считают наиболее эффективным 48% россиян (в октябре 51%). За месяц стало немногим больше сторонников покупки золота и драгоценностей (21% по сравнению с 19% в октябре). Третий по предпочтительности способ вложений - накопление денег в рублях и хранение их в виде наличных - по-прежнему привлекателен для 13% граждан.
/Интерфакс/