Мобильные операторы выступили против создания сервиса по очистке "токсичных" номеров
Москва. 14 июля. INTERFAX.RU - Инициатива по созданию в России сервиса по "очистке" истории телефонных номеров, обсуждавшаяся во вторник в ходе слушаний в Общественной палате (ОП), не встретила поддержки мобильных операторов. По их мнению, появление третьего лица в отношениях между операторами и контент-провайдерами противоречит закону "О персональных данных" и может лишь усилить количество нелегальных рекламных рассылок.
"Если будет создана некая база данных или третьи лица получат к ней доступ, представляете, какие нарушения будут? Это будет совершенно неуправляемый, неконтролируемый процесс", - заявил в ходе слушаний руководитель по взаимодействию с органами государственной власти ПАО "Вымпелком" Виталий Недыхалов.
Кроме того, операторы отмечают, что в настоящее время не имеют технической возможности очищать историю неактивных номеров.
Необходимость создания организации по очистке "токсичных номеров" неочевидна и сопряжена с рядом сложностей, считает представитель ПАО "Мобильные Телесистемы" (МТС) Дмитрий Солодовников. "Например, в части соблюдения законодательства о персональных данных. Операторы не могут передать данные абонентов третьим лицам без согласия своих клиентов. А предлагаемые "стоп-листы" и вовсе невозможны технически - операторы не могут блокировать рассылки в мессенджерах. Появление нового звена в связке абонент-оператор может затруднить и увеличить срок решения проблем, которые эффективнее и оперативнее решать напрямую", - сказал Солодовников "Интерфаксу".
ПАО "Мегафон" также не видит необходимости в создании подобного сервиса - он усложнит процедуру контроля за рассылками со стороны абонентов, отметила представитель оператора Алия Бекетова. Она напомнила, что новые положения закона "О связи" позволили операторам контролировать массовые рассылки. "Для банков существует специальная услуга, которая оберегает корпоративных клиентов от мошенничества и дает инструмент для блокировки таких действий, как незаконный перевод денежных средств через личный кабинет клиента банка. При этом абонент имеет простой и оперативный способ для самостоятельной блокировки таких сообщений через сервис. Также абонент может заблокировать такую рассылку в настройках собственного телефона", - рассказала Бекетова.
В то же время sms-провайдеры выступают за процедуру очистки "токсичных" номеров. По словам коммерческого директора компании Easy SMS Дмитрия Тарасова, провайдеры, осуществляющие свою деятельность легально, зачастую подвергаются штрафам со стороны операторов за рассылки, на которые подписался предыдущий владелец sim-карты, но не давал согласия нынешний абонент. При этом у сервисных компаний нет технической возможности получить от заказчиков рассылок доказательства того, что у них есть согласие абонентов.
"Мы по требованию операторов делаем запрос клиенту, ответ которого не соответствует биллингу оператора. В итоге провайдер получает порядка 15 штрафов на каждые 50 млн сообщений. Всего в месяц пересылается около 1,5 млрд сообщений", - отметил Тарасов.
У Общественной палаты другие данные: ежемесячно российские абоненты получают около 500 млн спам-сообщений, из них десятая часть приходится на мессенджеры Whatsapp и Viber. По оценке проекта "Россия без долгов", каждый седьмой мобильный номер в России имеет обременение в лице предыдущего владельца - находится в базе взыскания банка или коллекторского агентства.
Инициатива по созданию в России сервиса по "очистке" истории телефонных номеров была высказана лидером движения "Стопспам" Денисом Калугиным: он предложил создать сервис, который бы определял соответствие номера конкретному абоненту. По задумке Калугина, сервис должен работать по принципу "единого окна", в котором абонент может запретить оператору присылать любые рекламные sms. Кроме того, сервис позволил бы открепить номер от рассылок предыдущего абонента в случае, если этот номер передан другому лицу.
Действующий порядок не позволяет решить проблему очистки истории "токсичных" номеров на стороне только операторов или sms-провайдеров. Мобильные операторы знают, кто является хозяином номера и активен ли абонент, но не имеют информации о том, содержится ли номер в рекламных и информационных базах данных.
По мнению сторонников создания "единого окна", оно должно быть независимой организацией, которая бы предоставляла игрокам рынка обезличенную информацию на равных условиях.
Создание подобного сервиса предусматривает обязанность операторов передавать информацию о номерах, не разглашая при этом персональных данных абонента. То есть, такой информацией может быть лишь факт смены хозяина номера. Между тем, согласно закону, сам телефонный номер является персональными данными, разглашение которых третьим лицам предусматривает ответственность для операторов.
Инициатива также предусматривает создание всероссийского "стоп-листа" - реестра телефонных номеров, с которым провайдеры будут сверяться при осуществлении sms-рассылок. Кроме того, предполагается обязать контент-провайдеров запрашивать информацию о дате согласия абонента на получение рассылок - она должна быть позже даты заключения договора с мобильным оператором. Это требование касается не только рекламных, но и транзакционных рассылок (в этом случае провайдер должен будет проверять дату кредитного договора).
Операторов, в свою очередь, предлагается обязать передавать информацию о прекращении договора с абонентом в сервис "одного окна" не позднее 10 дней после расторжения.