Глава "Россетей": ситуация с "Ленэнерго" многим открыла глаза
Олег Бударгин рассказал о том, какие меры нужны для поддержки и финансового оздоровления компании
Москва. 25 июня. INTERFAX.RU - Финансовые проблемы, решать которые в итоге пришлось на уровне главы государства, сделали "Ленэнерго" самой обсуждаемой "дочкой" государственного электросетевого холдинга "Россети". О том, какие меры нужны для поддержки и финансового оздоровления компании, на полях Петербургского международного экономического форума "Интерфаксу" рассказал генеральный директор и председатель правления "Россетей" Олег Бударгин.
- Недавно было принято решение о выделении "Россетям" 32 млрд руб. на поддержку "Ленэнерго". Средства будут предоставлены холдингу при помощи облигаций федерального займа. Речь идет о допэмиссии "Россетей"? Когда вы собираетесь ее проводить? Вам установили какой-то срок, когда должны быть привлечены эти средства?
- Все зависит от того, когда средства будут оформлены в бюджете. Насколько мне известно, правительство активно этим вопросом занимается. Как только необходимые средства будут учтены в бюджете, мы сразу получим директиву от правительства. А "Россети" уже готовы к ее выполнению, и все необходимые корпоративные процедуры будут проведены. Если все быстро захотеть и сделать, то это порядка трех месяцев (займет - ИФ). Может быть, в ноябре. Предполагаем, что до конца 2015 года процедура допэмиссии будет реализована.
- "Россети" уже финансово помогают "Ленэнерго": правление ранее одобрило выделение 4,2 млрд руб. И сообщалось, что "Россети" предоставят еще. Сколько?
- Одобрено выделение "Ленэнерго" финансирования на последующих этапах при необходимости. В этом году больше средств не потребуется для того, чтобы решить их проблемы. Все проблемы, которые могли быть, выпадают как раз на следующий год. В настоящее же время тех средств, которые у них есть - 6 млрд руб. вернулось из санируемого банка ("Таврический" - ИФ), "Россети" выделили 4,2 млрд руб. - достаточно для того, чтобы они выполнили свои обязательства по техприсоединению и рассчитались с подрядчиками.
На самом деле, очень много было надуманности вокруг этой темы. Ситуация контролируема. У любой сетевой компании есть какие-то вопросы и проблемы, связанные с долгами, заемными средствами, взаимозачетами и так далее. Непосредственно сейчас острой необходимости в дополнительном финансировании нет.
Больший ущерб "Ленэнерго" нанесли тарифные решения, вопросы консолидации и низкой платежной дисциплины со стороны сбытов, чем какие-либо другие действия. А также информационный ажиотаж и спекуляции, формирование негатива вокруг крупной серьезной компании - это тоже повлияло на финансовую устойчивость в первом квартале 2015 года. В настоящее время совместно с губернатором Санкт-Петербурга мы вырабатываем механизм, который позволит, во-первых, вернуть к предприятию доверие, а во-вторых, выполнить все обязательства перед городом и потребителями. Здесь нужно конструктивное взаимодействие и активное движение всех заинтересованных сторон - и РЭКа, и сбытов, и строителей и многих других.
- Когда может произойти консолидация на базе "Ленэнерго" петербургских сетей?
- Вы знаете, вопрос самый главный не в консолидации. Вопрос в том, чтобы все работали по одним правилам. Чтобы обеспечить развитие, надежность и энергобезопасность региона, все должны работать по единым правилам и стандартам. В том числе для всех, кто занимается электросетевой деятельностью в Санкт-Петербурге, тарифы должны быть одинаковыми. Наша работа стоит, условно, 1 рубль, значит, и все должны получать 1 рубль. А когда соседи, которые работают на этом же рынке, а они еще и транзитеры, получают в несколько раз больше - это плохо, это нарушает экономику, это несправедливо. Вот если будет один тариф…
- Экономически обоснованный?
- Не совсем. Действующие тарифы для многих частных организаций иногда превышают более чем в десять раз тарифы для государственных компаний. Это несправедливо. Модель формирования тарифа нужно менять.
При этом, безусловно, тариф должен быть экономически обоснованный и долгосрочный. Сейчас он ниже необходимого уровня, требуемого для обеспечения надежности сети. Это вынуждало "Ленэнерго" брать кредиты. И они это делали с 2005 года!
"Ленэнерго" пришло на свободный рынок, когда выделилась генерация (в рамках реформы от "Ленэнерго" отделились генерирующие активы - ИФ), уже с убытками (5,6 млрд руб.) от генерации, которые изначально были для регулируемой компании неподъемными. Это уже изначально было несправедливо: они начали самостоятельную работу с убытками от реформы. Также по технологическому присоединению изменилось условие - потребители платили не полную сумму за присоединение, а только за новое строительство (имеется в виду льготное техприсоединение - ИФ). Техприсоединение новых потребителей оплачивалось только из существующего тарифа. То есть существующие потребители платили за новых! Это несправедливо по отношению к действующим потребителям.
Эта финансово-экономическая пирамида проблем, которая скапливалась у "Ленэнерго", переросла уже в нагрузку. И усугубилось, конечно, это состояние банком, в котором они размещали свои средства (опорный банк "Ленэнерго" - "Таврический" в конце прошло года столкнулся с финансовыми проблемами, в феврале 2015 года ЦБ принял решение о его санации, 6 млрд руб. из размещенных на депозитах средств вернулись в "Ленэнерго", а 10,6 млрд переоформлены в 20-летний депозит - ИФ).
При этом мы не выступаем за повышение цены для конечного потребителя. Мы говорим о справедливой доле для электросетевых предприятий внутри тарифа на электроэнергию.
Обратите внимание, что пять лет тому назад доля сетей была 38%, а сейчас - 28%. К тому же, мы год прожили вообще с нулевым ростом тарифа. При этом тариф генерации растет, для сбытовых организаций тарифы тоже не уменьшаются. Это несправедливо, "тарифный пирог" должен быть изменен.
- Вопрос о тарифах тоже обсуждался на совещании у президента 11 июня - и для Петербурга, и для всех сетей в целом?
- Подробности совещания раскрывать не буду. Могу сказать одно: тариф для потребителей должен изменяться на уровень не выше инфляции. Но внутри "котла" необходимо навести порядок. Сегодня получается, что все проблемы решаются за счет тарифа "Ленэнерго". У генерации тариф с рентабельностью, у гарантирующих поставщиков сбытовая надбавка с рентабельностью, у других территориальных сетевых компаний тариф с рентабельностью, а у "Россетей" тариф ниже экономически обоснованного. К тому же ДЗО "Россетей" тарифицируются по принципу "котел сверху", и мы должны со всеми рассчитаться по "хорошему" тарифу, после чего на обеспечение собственной деятельности средств почти не остается.
- А какой, получается, будет у "Ленэнерго" тариф? Что сейчас обсуждается?
- Тарифы устанавливают ФСТ и РЭКи. При этом финансовая модель рынка электроэнергетики требует пересмотра. Мы в прошлом году, в рамках утверждения долгосрочной программы развития (ДПР - ИФ), направляли в правительство свои предложения, в том числе говорили о необходимости менять подходы к модели тарифообразования, к оплате техприсоединения и наведении порядка в финансовой дисциплине сбытовых организаций. На данный момент просроченная задолженность потребителей за оказанные услуги по передаче электроэнергии "Россетями" выросла до 87 млрд руб. Это колоссальная сумма! Строгая платежная дисциплина со стороны сбытовых организаций позволила бы избежать таких проблем, как у "Ленэнерго". При этом проблема неплатежей актуальна для всех компаний, входящих в "Россети". Необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу.
При этом наши предложения постоянно сталкиваются с противодействием разных групп в составе многочисленных комиссий, которые лоббируют интересы сбытовых организаций, крупных потребителей и т.д. У нас, как у госкомпании, нет лоббистов.
- Как это - нет?
- Ну, а кто лоббисты? У нас, к сожалению, нет лоббистов. Сейчас, надо отдать должное, "не было бы счастья, да несчастье помогло": ситуация с "Ленэнерго" стала неким драйвером, многим раскрыла глаза на реальную ситуацию в электросетевом комплексе. Мы в течение 2014 года защищали долгосрочную программу развития. Два года говорим, что нужно менять подходы, навести порядок, мобилизовать государственный электросетевой комплекс на базе "Россетей", как это было предусмотрено указом президента. При этом необходимо не только создать единую систему управления технологическим процессом, но в корне поменять модель управления энергопредприятиями.
- По "регуляторке" у вас было очень много предложений в ДПР. Сейчас хоть на что-то положительное решение есть?
- Ранее наши предложения не принимались, а сейчас нам говорят, какие, оказывается, были хорошие предложения. Министр энергетики Александр Новак практически в ежедневном режиме ведет очень серьезные обсуждения направлений и первоочередных мер по наведению порядка в модели управления электросетевым комплексом, в том числе финансовой модели.
- А что с вашим предложением по возврату даты регулирования с 1 июля на 1 января?
- Думаю, что все поддерживают переход на 1 января. Потому что во всей стране планирование идет с 1 января, все отчеты идут с 1 января, а регулирование происходит с 1 июля. Это объективно требует пересмотра.
- А по темпам роста тарифа есть решение? Была развилка, что сетям могут дать темп роста тарифа в 2016 году от 7,5 до 11,5%. Это по определенным "дочкам"?
- Не совсем так. Мы хотим изменений для всех наших ДЗО. У нас нет каких-то "хорошо" регулируемых компаний. Сейчас все сетевые компании в сложном положении! И в этом процессе многое зависит от РЭКов и губернаторов. Сегодня любой регион с учетом того, что у него в руках РЭК, может поднять сетевую компанию, помочь ей или же ее утопить.
Работа энергетиков незаметна, когда свет есть в доме. Но стоит произойти чрезвычайной ситуации, подобной аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, когда сетевые предприятия удерживали всю Сибирь, все нас благодарят. Или когда ледяной дождь был в Москве в 2010 году, когда все увидели качество работы "МОЭСК", все сразу видят и понимают, что такое электросетевой комплекс, и что без поддержания необходимого уровня надежности этой инфраструктуры никак не обойтись.