ПМЭФ: Нефть - скромная любовь на фоне санкций
Участники Международного экономического форума в Санкт-Петербурге обсудили перспективы развития российского ТЭК в условиях кризиса и попытались выяснить, интересен ли он иностранным компаниям
Москва. 19 июня. INTERFAX.RU - Нефтяная тема - такая важная для экономики России и одна из самых привлекательных на ПМЭФ предыдущих лет, в этом году была затронута, скорее больше из уважения к значимости самого слова "нефть". Цены на "черное золото", секторальные санкции и в принципе санкции против России стали сильным сдерживающим фактором как для иностранных инвестиций в Россию, так и для развития отечественных компаний.
Этот факт признавали все, но одновременно все старались держать марку сотрудничества. В реальности страстной любви на фоне санкций между российскими и зарубежными компаниями не разгорелось, но обе стороны настойчиво подбрасывали огонь в семейный очаг - помня об огромных запасах углеводородов России и в надежде на будущую отмену политических и экономических ограничений.
Министр энергетики РФ Александр Новак на одной нефтяной сессии и его заместитель Алексей Текслер на другой убеждали аудиторию, что факт наличия глав крупных международных компаний в зале подтверждает, что российский ТЭК по-прежнему интересен иностранным партнерам. Сами руководители зарубежных НК повторяли, что, несмотря на сложные времена, они готовы сотрудничать с Россией. Но, собственно, на обмене нежными словами все и закончилось. К активной фазе взаимной нефтяной любви на этот раз перейти не удалось.
Нефтяной принц
Если в 2014 году главной темой в нефтегазовых разговорах ПМЭФ было подписание с Китаем рекордного по объемам газового контракта и, вследствие этого, обсуждение разворота российских углеводородов в восточном направлении. То в 2015 году главной интригой стало сближение России с Саудовской Аравией и возможное партнерство двух стран в энергетических проектах. На форум в Санкт-Петербург прилетел наследный принц, министр обороны Саудовской Аравии Мухаммед Бен Сальман, который провел встречу с президентом России Владимиром Путиным.
По итогам этой встречи министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что Саудовская Аравия заинтересована в энергетических проектах в России и стороны возобновляют работу совместной межправительственной комиссии, которая не работала пять лет. Планируется, что первое заседание возобновленной межправкомиссии пройдет в Эр-Рияде, возможно, в октябре.
Конкретики по итогам визита принца из Саудовской Аравии не было никакой, но сам факт возрождения былых активных отношений вызывал оптимизм.
Санкции дружбе не помеха
Конкретных обещаний России на этот раз не давали и руководители международных НК. Однако они были солидарны в том, что санкции ограничивают, но не исключают развитие отношений и инвестиции в РФ. В условиях снижения мировых цен на нефть, попыток ОПЕК по наращиванию доли рынка кооперация между производителями нефти выходит на первый план.
"Я верю, что санкции - это не тот путь, которым должна отрабатываться дипломатия. У нас 20 лет были санкции против Кубы, но я не уверен, что удалось решить ситуацию. Санкции против Ирана действовали 25 лет, и разве они способствовали чему-либо. Я надеюсь, что у нас не будет санкций 25 лет против РФ", - сказал, выступая на форуме, CEO французской Total Патрик Пуянне.
Президент PDVSA Эулохио Дель Пино подчеркнул, что в условиях снижения цен на нефть "правильная стратегия - это сотрудничество между производителями". "Мы предлагаем производителям работать теснее для того, чтобы разобраться с ситуацией сейчас на рынке", - сказал он.
"Мы пришли к общему мнению, что надо снижать издержки, надо управлять издержками. И основные методы очень простые. Нам нужна долгосрочность отношений, нам нужно усиливать взаимное доверие и учитывать взаимные интересы. Над этим мы будем работать, и это приведет к стабилизации рынка", - резюмировал глава "Роснефти" Игорь Сечин.
Он же отметил, что роль иностранных компаний в нефтегазовой отрасли РФ достигает четверти. "Должен отметить, что взаимодействие российской нефтяной отрасли с зарубежными партнерами не ослабло, а их роль в нашем секторе высока. Если оценивать эту роль только в терминах участия в акционерном капитале и конкретных проектах нефтедобычи, то она составляет порядка четверти", - сказал глава "Роснефти".
Сланцы сегодня
Сам Сечин, выступая на нефтяной сессии, обратил внимание на прямую связь между нефтедобычей и технологическим прогрессом - чем новее технологии, тем активнее развивается нефтяная отрасль. Полным набором факторов для полноценного, развитого и конкурентного нефтяного рынка, по его мнению, обладает США. Отчасти именно технологические усовершенствования в нефтесервисном бизнесе, привели к сланцевой революции в Новом свете.
Но сланцевый бум в Америке не в силах покрыть растущего мирового спроса на нефть, особенно с учетом его роста, уверен Сечин. Сланцевая нефтедобыча - это важный фактор среднесрочного, но не долгосрочного характера.
В качестве доказательств Сечин апеллировал к цифрам: совокупные запасы и извлекаемые ресурсы нефти низкопроницаемых коллекторов не превышают 10% от всех потенциальных запасов нефти на планете, при этом доля этой нефти в доказанных запасах составляет и вовсе менее 1%.
Кстати, МЭА в июне повысило прогноз мирового спроса на нефть в 2015 году на 320 тысяч б/с - по последним данным агентства суточный спрос на нефть в этом году вырастет до 94 млн б/с. У ОПЕК прогноз более скромный - 92,5 млн б/с.
Арктика завтра
Стабильность поставок нефти в долгосрочном периоде сможет обеспечить только Арктика, считает глава госкомпании. Причем наиболее перспективны на арктическом шельфе - ресурсы России. Для скептиков в презентации к докладу Сечина еще раз напомнили об открытии "Роснефтью" месторождения "Победа" в Карском море, ресурсы газа которого составили 375 млрд кубометров, нефти - 113 млн тонн.
Сечин подчеркнул, что технологические проблемы освоения арктического шельфа в целом решаемы. Доказательством этому служат уже имеющиеся методы и результаты выполненных работ. Но работы по освоению Арктики надо начинать уже сейчас.
Кроме России, по мнению Сечина, также в долгосрочной перспективе усилят влияние на мировой рынок нефти Иран и Венесуэла.
При этом главный фактор воплощения мечты в реальность - справедливая цена на нефть. "Конечно, ценовые условия должны соответствовать этому долгосрочному тренду", - сказал Сечин.
Курс на снижение издержек
А вот цены на нефть оптимизма у участников ПМЭФ не вызывали. Традиционный экспресс-опрос нефтяных генералов свелся к консенсусу, что цена нефти в среднесрочной перспективе будет находиться в диапазоне от $65 до $80 за баррель.
Справиться с падением цен на нефть должно сокращение издержек и грамотное управление рисками, подчеркнули участники нефтяной панели форума.
"Нельзя надеяться, что все скоро вернется на $100 за баррель. Мы сокращаем свои затраты очень оперативно. И если посмотреть по всему миру, всего с мая были отложены проекты на $130 млрд с точки зрения финансирования, а по некоторым оценкам, на $200 млрд. Это безусловно повлияет на предложение", - сказал глава ВР Роберт Дадли.
"Как и все компании, мы резко снизим инвестиции в нефтедобычу, и это снижение повлияет на нефтедобычу в ближайшие пять лет", - солидарен с ним президент Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR) Ровнаг Абдуллаев.
Глава GE Лоренцо Симонелли добавил, что падение цен накладывает серьезные ограничения на то, в какие технологии инвестировать. По его мнению, "сейчас нужно инвестировать в стандартизацию, в том числе по глубоководным проектам". "Есть возможность становиться более стандартными, и это позволяет добиться наилучшей базы затрат по проектам", - подчеркнул топ-менеджер.
В поисках утраченного
Лейтмотивом нефтяных сессий форума стало обсуждение ожидаемой динамики цен на нефть, прогнозов по их восстановлению, а также критика текущей политики ОПЕК.
Тон беседы задал глава "Роснефти", который заявил, что политика ОПЕК "$50-60 за баррель", сформировавшаяся в конце 2014 года, не является устойчивой и имеет естественные временные ограничения.
Он обратил внимание на то, что добыча ОПЕК растет и уже существенно превышает установленные квоты, таким образом картель пытается нарастить свою долю на рынке в ущерб поступлениям выручки от продаж сырья.
Однако, несмотря на ожидания ОПЕК, многие производители вне картеля, не только не сократили, но нарастили объемы производства. Такая динамика определяется фундаментальными факторами инвестиционного характера, так как производители вне ОПЕК гораздо более инвестиционно ориентированы, чем ОПЕК.
Для самих же стран ОПЕК при сохранении текущих цен на несколько лет дефицит поступлений станет нестерпимым по социальным причинам и ввиду резкого падения финансовых резервов. Кроме того, внутри ОПЕК уже разворачивается "гонка за превышение квот", которая "может привести к разрушительным последствиям", считает Сечин.
Кроме того, Сечин не исключил, что в ценообразовании на рынке нефти могут присутствовать элементы демпинга. "По сути, мы живем сейчас совсем в другом мире, чем тот, который был всего лишь год назад. Цены сжались - остались лишь минимальные издержки. При этом, к сожалению, не вполне учитываются издержки полного цикла. А не говорит ли это о том, что в ценообразовании на рынке нефти сейчас присутствуют элементы демпинга и стоящие за этим стремления к переделу рынка?" - сказал он, призвав более тщательно контролировать банковский сектор, чтобы не допустить манипулирования ценами на нефть.
Глава "Роснефти" отметил, что альтернативой такой политики картеля мог бы стать сценарий "$80+ за баррель", который позволил бы избежать ценового шока, критических финансовых потерь и при этом оказал бы оздоравливающее влияние на рынок с точки зрения баланса спроса и предложения нефти.
В целом, участники форума давали прогнозы на ближайшие годы в диапазоне $65-80 за баррель. Ни резкого роста, ни возврата к снижению в следующие два-три года они не ожидают. Однако на горизонте пяти и более лет текущее снижение инвестиций в отрасль может привести к тому, что нефть вернется к заветным $100 за баррель.
"Я считаю, что $75-80 - это та цена, которая должна устроить и производителей, и потребителей через год. Мы понимаем, чтобы обеспечить замещение выбывающих мощностей, в добычу через 5-10 лет, нужно инвестировать сейчас, а низкие цены приводят к недоинвестициям. Чем дольше они будут держаться, тем выше вероятность, что цена может взлететь и пробить уровни в $100-110 за баррель. В долгосрочном периоде цена должна вернуться на уровень $100 за баррель", - сказал глава "Газпром нефти" Александр Дюков.
По мнению главы Shell Бена ван Бердена, в ближайшее время цена будет на уровне "$79 плюс-минус $10 за баррель".
Министр энергетики РФ Александр Новак отметил, что его оценка ниже, чем у руководителя Shell. "Мне кажется, сегодняшние возможности рынка таковы, что при условиях баланса спроса и предложения, цены будут на уровне $65 за баррель марки Brent в ближайшие два-три года", - сказал он.
Глава BP Роберт Дадли согласен, что нельзя надеяться на быстрый возврат к $100 за баррель. "Сейчас мы должны рассчитывать на то, что низкие цены будут оставаться долго", - полагает он.
Глава McKinsey в Гонконге Пол Шен отметил, что период низких цен может быть пройден через два-три года. "Если задуматься о долгосрочной перспективе, мы настроены агрессивно. Мы верим, что даже цена $80 и больше, она реальная, она может быть устойчивой. Если говорить о дальнем будущем, то мы считаем, что мы пройдем через этот уровень низких цен", - сказал он.
"Отрасль быстро отреагировала на первый раунд снижения капзатрат: 800 буровых ушли с рынка в США. 35 крупных проектов подходят к стадии FEED, и посмотрим, сколько из них будут приостановлены. Это повлияет на добычу 2018-2020 года. У нас через пять лет может случиться резкое восхождение цены", - отметил аналитик.