Выкупом облигаций РЖД на 100 млрд рублей займутся ВТБ и ВЭБ

Москва. 29 мая. INTERFAX.RU - ВТБ не будет выкупать все облигации ОАО "Российские железные дороги" на 100 млрд руб., вместо него 40 млрд руб. на бонды ж/д монополии потратит Внешэкономбанк, пишет в пятницу газета "Ведомости".

40 млрд руб. пенсионных средств, которые ВЭБ потратит на выкуп облигаций РЖД, пойдут на расширение восточной части Байкало-Амурской магистрали, строительство подходов к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов, сообщили газете источник, близкий к РЖД, и федеральный чиновник. Общая стоимость проектов - 39,8 млрд руб. Из них на расширение БАМа планируется направить 7,5 млрд руб., на подходы к портам Северо-Запада - 22 млрд руб., Азово-Черноморского бассейна - 10,3 млрд руб.

В ноябре 2014 года правительство утвердило инвестиционную программу РЖД на 2015 год на уровне 414 млрд руб. Из них 100 млрд руб. монополия собиралась получить в ВЭБе. Но банк не мог выделить эти деньги из-за моратория на использование накопительной части пенсий. Предполагалось, что вместо ВЭБа эти деньги ж/д монополии предоставит ВТБ, который получил их из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Правительство еще в начале года одобрило выделение 60 млрд руб. ВТБ на закупку локомотивов для РЖД.

Однако против выделения оставшихся 40 млрд руб. из ВТБ выступил Минфин, сообщил один из собеседников "Ведомостей". Тогда было решено вернуться к идее получения пенсионных средств у ВЭБа. Правительство в марте отменило мораторий. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев объяснил это решение необходимостью иметь внутренний источник длинных денег с учетом закрытых рынков иностранной финансовой ликвидности. Пенсионный фонд России (ПФР) в марте передал в ВЭБ (управляет средствами государственного пенсионного фонда) средства пенсионных накоплений за 2013 год на сумму 140 млрд руб.

На прошлой неделе наблюдательный совет банка решил направить 60 млрд руб. из них на выкуп облигаций российских компаний, в том числе 40 млрд руб. - на выкуп облигаций РЖД. Но на что пойдут эти деньги, банк и "Российские железные дороги" тогда не сообщили. Представители ж/д компании и ВТБ от комментариев изданию отказались. Представитель ВЭБа переадресовал вопрос к монополии. Представитель Минфина на вопросы не ответил.

При этом у ВТБ возникли сложности с выкупом его части облигаций: средства ФНБ до конца I квартала должны были храниться в облигациях федерального займа, а профинансировать закупку локомотивов нужно было раньше, заявили два собеседника "Ведомостей". В итоге ВТБ в феврале выдал кредиты производителям локомотивов ("Трансмашхолдингу" и "Синаре"), которые они должны вернуть за счет оплаты техники со стороны РЖД (после получения денег от ВТБ). В начале апреля банк выкупил облигации на 30 млрд руб. ВЭБ не мог профинансировать инвестпрограмму монополии, выкупив ее облигации, из-за моратория на накопительную часть пенсии.

Занимают РЖД и у негосударственных пенсионных фондов (они получили 520 млрд руб. пенсионных накоплений из ПФР): на прошлой неделе РЖД привлекли у них более 20 млрд руб. (всего облигаций было размещено на 30 млрд руб.), напоминает издание. Весной президент монополии Владимир Якунин предлагал использовать средства пенсионных накоплений для финансирования инфраструктурных проектов. Минфин идею поддержал: заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев говорил, что министерство предлагает обязать все НПФ вкладывать не менее 50% поступающих средств в инфраструктурные облигации.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });