Новый год с закрытыми глазами

Даже в сложных экономических условиях они не откажутся от традиционных новогодних трат на подарки и развлечения. Причем эксперты прогнозируют, что, возможно, общая сумма, потраченная на Новый год, окажется больше, чем в прошлом

Новый год с закрытыми глазами
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 7 ноября. INTERFAX.RU - Если западные потребители на фоне кризиса начали затягивать пояса еще с прошлого года, то российские жители все еще слабо себе представляют, как надо экономить. Для предыдущих нескольких лет был характерен бум потребления. Опережающий рост зарплат позволял россиянам удовлетворять потребности, на которые раньше не было ни средств, ни возможностей. С одной стороны у многих еще живы воспоминания о советском дефиците, с другой стороны, неуверенность в завтрашнем дне, а также быстрый рост инфляции в стране не способствовал накоплениям.

Как отмечал в интервью глава Центра экономического анализа "Интерфакса" Михаил Матовников, для российского потребителя характерно то, что он феноменально много покупал и мало запасал. По мировым меркам являясь не самым богатым, он потреблял намного больше дорогих товаров.

К буму потребления подключились все - соответственно, в меру своих возможностей, приобретая кто спортивный Mazeratti или двадцатый по счету костюм от Brioni, кто путевку с пятизвездочным отелем в Испанию вместо привычной Турции, а кто и просто навороченный телефон или плазменный телевизор.

Если с момента наступления кризиса бизнес уже успел прочувствовать на себе его "прелести", однако его влияние на потребительские привычки населения пока только начинает сказываться. Очевидно, что рост ставок в банках негативно отразится на способностях жителей совершать дорогостоящие покупки в кредит. С ужесточением кредитных условий будет меньше приобретаться дорогих автомобилей, бытовой техники и прочего. Однако в целом, доля покупок, совершаемых в кредит, невысока (в целом в рознице от 5% до 10%) и варьируется от сектора к сектору (по бытовой технике – 20-25%).

Также россияне стали понемногу сокращать повседневные домашние траты. По данным за сентябрь 2008 г. индексов домашнего потребления, рассчитываемых компанией "Ромир", стало заметно, что возможности роста доходов у большинства семей даже в крупных городах исчерпаны и домохозяйства переходят к экономии на повседневных покупках. Но это касается прежде всего повседневных трат представителей менее доходных групп "среднего класса" и не затрагивает граждан с высокими доходами. В октябре тенденция стала более заметной – в неделю с 20 по 26 октября жители уже достаточно существенно сократили расходы на домашнее потребление (-10,5% в городах с населением до 1 миллиона и порядка 12% - москвичи). В тоже время жители "городов–миллионников", напротив, увеличили свои расходы почти на 11%.

Эксперты уверены, что хотя потребительский спрос и начал снижаться, до конца этого года резкого его падения не предвидится, а сезон предновогодних распродаж будет удачным. На поведение потребителей в последние месяцы уходящего года могут также сильно повлиять дефляционные ожидания, замечает аналитик "Ренессанс Капитала" Наталья Загвоздина. Ощущение, что деньги дешевеют, может привести к тому, что часть населения предпочтет вложиться во что-то на их взгляд реальное и таким образом способствовать хорошим продажам.

По данным мониторинга Минэкономразвития, за январь-сентябрь 2008 г. прирост оборота розничной торговли составил 15,0% (на 0,8% ниже аналогичного показателя в январе-сентябре 2007 года). По итогам года, говорят эксперты, рынок останется как минимум на уровне прошлого, который для потребительского рынка был одним из самых продуктивных. "Несмотря на то, что 3 и 4 кварталы текущего года оказались неблагоприятными для ритейлеров с точки зрения развития бизнеса, благодаря предновогоднему сезону распродаж у продавцов есть все шансы улучшить свои показатели", - говорит аналитик "Брокеркредитсервис" Татьяна Бобровская. По словам эксперта, в декабре вследствие сезонного фактора объемы продаж у ритейлеров увеличиваются на 35-40% по сравнению со среднемесячной выручкой. Так что, сезонный рост объемов продаж по итогам за 2008 г. вполне может нивелировать эффект кризиса. Но уже в следующем году, особенно в первом квартале, объемы продаж резко пойдут вниз.

Ну а пока россияне по инерции продолжают совершать покупки. Да и сложно устоять, когда со всех сторон сыпятся заманчивые предложения о скидках. Уже сейчас их предлагают даже те продавцы, которые традиционно в это время дисконтировать не спешили. Не дожидаясь сезона распродаж торговые сети устраивают различные торговые акции, начиная с выгодных предложений на покупку автомобилей, заканчивая банальным "На все скидка 50%" или "Купи товаров на 500 руб и получи свой подарок". В первую очередь скидки предлагаются на дорогие товары и товары с максимальной наценкой для того, чтобы избежать затоваривания складов. Со скидкой предлагают отдельные категории бытовой техники (как правило, это наиболее дорогие товары по типу плазменных панелей), одежду, косметику, книги и проч. Продовольственные сети снижают цены на отдельные товарные группы, но, к сожалению, это не цены на хлеб и большую часть наиболее востребованных продуктов.

Ближе к Новому году количество акций и товаров, предлагаемых со скидками, будет расти. Да и сами скидки будут больше, чем обычно, говорят эксперты. Сложности с финансированием у ритейлеров приведут к обострению борьбы за покупателя. Всем нужны живые деньги. Здесь и сейчас. Так что берегите ваш карман, если сможете.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });