Массовое повышение тарифов ОСАГО на 60% не состоится

Из-за конкуренции страховщики будут вынуждены ориентироваться на нижнюю границу тарифного коридора в ОСАГО, поэтому автовладельцам не стоит беспокоиться о резком росте цен

Массовое повышение тарифов ОСАГО на 60% не состоится
Фото: ТАСС, Юрий Смитюк

Москва. 6 апреля. INTERFAX.RU – Впервые за 12 лет существования обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) в секторе появится реальная возможность ценовой конкуренции: страховщики ОСАГО с 12 апреля получат определенную свободу установления цен при продаже полисов "автогражданки" в рамках тарифного коридора, при котором отклонения допускаются в пределах 20%.

Сам тарифный коридор расширится и будет работать с обновленными базовыми тарифами в ОСАГО, он увеличится в 4 раза - с 5% до 20%.

Однако, как полагают эксперты, ценовые сценарии, избранные страховщиками ОСАГО, на деле будут мало различаться. Законы конкуренции заставят компании с крупными портфелями "прижать" индивидуальные тарифы к нижней границе тарифного коридора в большинстве регионов. Опасения автовладельцев о тотальном повышении цен в ОСАГО в пределах 60%, скорее всего, не оправдаются, считают аналитики.

Завершение ценовой "перенастройки"

Изменение тарифов в ОСАГО связано с введением новых страховых сумм по ущербу жизни и здоровью пострадавших. К 12 апреля все страховщики ОСАГО на своих сайтах обязаны разместить информацию о новых действующих тарифах. Они будут складываться из базовых значений, которые на 40% окажутся выше действующих, а также из тарифного коридора, внутри которого страховщики вправе "двигаться" по цене в пределах 20%.

Кроме того, в ряде регионов Банк Росси пересмотрел территориальные коэффициенты. На 11 территориях РФ региональные коэффициенты в ОСАГО повысятся, в стольких же регионах - понизятся. В Москве и Санкт-Петербурге значения региональных коэффициентов останутся без изменений.

Как показал опрос страховщиков, проведенный "Интерфаксом", крупные компании уже завершают процесс определения цен, по которым они будут продавать полисы ОСАГО с 12 апреля.

Заместитель генерального директора компании "Ингосстрах" Илья Соломатин сообщил, что результаты работы по тарификации в ОСАГО будут опубликованы не ранее 12 апреля - дня, когда начнутся продажи по новым ценам. Он добавил, что "Ингосстрах" "использует свою особую модель ценообразования". "Новые тарифы по ОСАГО будут утверждены приказом по компании, они будут направлены в Банк России для сведения", - сказал Соломатин.

Заместитель генерального директора компании "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов сообщил, что компании еще "предстоит донастроить информационную систему к началу продаж по новым тарифам". По его словам, ценовые настройки будут достаточно тонкие. Так, например, в Ленинградской области планируется установить тарифы ОСАГО, ориентируясь на верхнюю границу ценового коридора, а в Санкт-Петербурге и Москве - на нижнюю его границу.

Генеральный директор СК "АльфаСтрахование" Владимир Скворцов сообщил, что не может пока сказать о преимущественном векторе выбора цен внутри тарифного коридора. "В ряде регионов мы намерены придерживаться верхней границы тарифного коридора, в иных регионах - нижнего, серединные значения тарифного коридора будут использованы также", - пояснил он.

Вместе с тем Скворцов считает наличие относительно широкого тарифного коридора важным достижением, поскольку страховщик теперь сможет самостоятельно принять решение о корректировке тарифов в регионе, если, например, сочтет, что выбор нижней границы коридора себя не оправдал.

Еще одна крупная компания - "СОГАЗ" - намерена придерживаться избирательного подхода в вопросах ОСАГО. Этот вид бизнеса не характерен для нее - портфель договоров "автогражданки" у "СОГАЗа" занимает лишь несколько процентов в общем объеме, но он быстро прирастает, в том числе в регионах. "В тех сегментах транспортных средств и на тех территориях, в которых высокие прогнозы убыточности, мы будем работать по верхней границе тарифного коридора. К этим сегментам, в частности, мы относим легковые автомобили физлиц, такси, маршрутные такси, троллейбусы, трамваи. Если говорить об убыточных регионах, то это, например, Челябинская и Курганская области. Для отдельных сегментов, в частности, для тракторов и спецтехники, граница тарифного коридора будет использоваться нижняя", - сказал "Интерфаксу" заместитель председателя правления "СОГАЗа" Дамир Аксянов.

Позиция лидера – вектор вниз

Принципиально определился со своей позицией лидер рынка ОСАГО - "Росгосстрах", контролирующий треть сегмента "автогражданки". Компания решила ориентироваться на нижнюю границу тарифного коридора при установлении новых цен в ОСАГО с 12 апреля этого года, сообщил агентству информированный источник.

Это решение было озвучено руководством компании на ежегодном весеннем совещании директоров филиалов "Росгосстраха".

В Москве и Санкт-Петербурге "Росгосстрах" планирует установить "серединные" значения тарифного коридора. В некоторых чрезвычайно убыточных регионах, таких как Дагестан, стоимость полисов пройдет по верхней границе тарифного коридора, увеличение стоимости ожидается в пределах 60%, сказал собеседник агентства.

В свою очередь представитель пресс-службы "Росгосстраха" аргументировал позицию компании тем, что решения по тарифам в ОСАГО "будут приняты с учетом статуса "Росгосстраха" как системообразующей компании". "Росгосстрах" работает во всех субъектах Федерации, его полисы в настоящее время имеют более 15 млн человек, то есть каждый третий автовладелец в РФ", - добавил он.

Однако не только социальная ориентированность страховщика предопределяет вектор цен по нижней границе, убеждена главный эксперт "Интерфакс-ЦЭА" Анжела Долгополова. "Порядок установления тарифов предусматривает использование единых значений в регионе. Это означает, что высокие тарифы для физлиц, проживающих на территории, окажутся столь же высокими и для корпоративного бизнеса", - пояснила она.

"Прежде, чем взвинтить цены, страховщикам ОСАГО потребуется много раз проанализировать структуру своего портфеля. Ошибки могут сделать компанию неконкурентоспособной при участии в тендерах юрлиц по выбору страховщиков ОСАГО", - отметила Долгополова. Не стоит забывать и о том, что корпоративные портфели ОСАГО до сих пор считались одними из наиболее выгодных для страховщиков с точки зрения уровня их убыточности.

Лекарство от кризиса

Повышение тарифов в ОСАГО, которого как избавления ждали автостраховщики, должно, по их мнению, закрыть вопрос об убыточных и провальных с точки зрения этого бизнеса регионах. Правда, ряд экспертов полагает, что для решения такой задачи потребуется 1-2 года.

В свою очередь регулятор ожидает вполне "джентельменского поведения" страховщиков ОСАГО по отношению к клиентам после корректировки тарифов в сторону повышения.

При этом никто не хотел бы продления агонии слабых страховщиков ОСАГО за счет обновления тарифов, предположила Долгополова. "Следует ожидать ужесточения контроля Банком России и Российским союзом автостраховщиков (РСА) за финансовой устойчивостью игроков ОСАГО и за дисциплиной исполнения СК обязательств перед клиентами. И регулятор, и страховщики ОСАГО в перспективе ориентированы на полную либерализацию тарифов. При этом регулятор видит достижение такой цели после переходного периода в 3-5 лет, а страховщики готовы к революции цен в ОСАГО хоть завтра", - говорит аналитик.

Она напомнила, что предшествующая корректировка тарифов в ОСАГО произошла 12 октября 2014 года в связи с увеличением лимитов выплат за вред имуществу от 120 тыс. рублей до 400 тыс. рублей. До этого времени тарифы в ОСАГО сохранялись практически неизменными с 2003 года. Пересмотр тарифов допускается законодательством раз в 6 месяцев в 2015 году, но это не обязательно.

Согласно закону об ОСАГО, с 1 апреля этого года вступило в силу положение об увеличении лимита выплат за вред жизни и здоровью по ОСАГО со 160 тыс. рублей до 500 тыс. рублей. Также упростился порядок обращения с подобными выплатами, расширился круг их потенциальных получателей. По совокупности все эти меры приведут к постепенному росту убыточности страховщиков ОСАГО, полагают эксперты.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });