Спасение в слиянии
Правительство США может выделить до $5 миллиардов автоконцерну General Motors для обеспечения его слияния с Chrysler. Без госпомощи и слияния обе компании проживут лишь год
Москва. 28 октября. INTERFAX.RU – Правительство США рассматривает возможность выделения $5 млрд автогиганту General Motors для того, чтобы тот умел закрыть сделку по слиянию с концерном Chrysler. Обе компании, чей совокупный доход составляет около 1% ВВП Америки, находятся на грани разорения. Их банкротство может привести к цепной реакции и обрушить автомобильные рынки Азии и Европы. Возможно, государственная помощь поспособствует слиянию компаний и спасению всей отрасли.
О том, что министерство энергетики США может выдать GM заем на сумму до $5 млрд, сообщила газета Wall Street Journal со ссылкой на информированные источники. Ранее Конгресс выделил на кредиты для американского автопрома $25 млрд. Целевое назначение таких кредитов – стимулирование разработок в области топливосберегающих технологий. Аналитики, пишет газета, полагают, что выделение кредитов GM и Chrysler привлечет и частных инвесторов, ведь $5 млрд это лишь половина того, что потребуется для их слияния. Источники, участвующие в переговорах по объединению, говорят, что новому предприятию потребуется порядка $10 млрд, чтобы провести увольнения, закрыть часть заводов, обеспечить интеграцию компаний и обеспечить их ликвидностью на первое время.
Газета пишет, что представители GM и Chrysler отказались прокомментировать информацию о выделении госсредств, но, по общему убеждению, слияние и получение субсидий из бюджета – единственный путь к спасению "большой детроитской тройки" (некоторые эксперты предполагают вхождение в альянс также компании Ford). Ранее ему препятствовали конкурентные разногласия, но общий спад американского автопрома и всей экономики заставили руководство компаний пересмотреть отношение к идее объединения. Как пишет та же Wall Street Journal, минувшие выходные руководство автоконцернов провело за столом переговоров. Но их ход также остался без официальных комментариев. Со слов источников известно лишь, что на переговорах обсуждался план привлечения государственных средств при слиянии. Время покажет, сумеют ли стороны договориться и найдутся ли, помимо федерального бюджета США, источники, которые профинансируют оставшуюся часть необходимых для слияния средств.
Ранее представители руководства GM и Crysler неоднократно опровергали информацию о возможном банкротстве, но эксперты говорят, что резервов обеих компаний хватит лишь на год. "Мы ожидаем, что GM исчерпает свои денежные резервы менее чем за 12 месяцев без внешнего вмешательства - будь то консолидация или помощь правительства. Мы полагаем, что Chrysler находится в таком же положении. Август 2009 г. или декабрь 2009 г. - их резервы скоро иссякнут", - приводит газета слова аналитика автопрома Deutshce Bank Рода Лаша. В этом случае концерны будут вынуждены объявить себя банкротами и обратиться за защитой от кредиторов к государству. И тогда на федеральный бюджет ляжет бремя выплат пенсий и пособий по безработице. В настоящее время компании владеют более чем 110 заводами, на которых работают более 145 тысяч человек, еще 600 тысяч пенсионеров зависят от программ компании в области здравоохранения и пенсионного обеспечения.
Wall Street Journal напоминает, что в период с январь по сентябрь этого года объем продаж GM упал на 18%, Chrysler - на 25%, а весь рынок легковых и грузовых автомобилей в США сократился на 13%. При этом GM теряет порядка $1 млрд в месяц, и ей приходится продавать часть активов и закладывать те, которые еще не были заложены. С другой стороны, тот, кто переживет кризис, будет иметь огромный спрос на свою продукцию. Председатель Центра автомобильных исследований США Дейв Коул считает, что после окончания спада неудовлетворенный спрос на новые экономичные модели будет огромным, утверждает он. Поэтому GM уже сейчас активно работает над новым электромобилем Chevrolet Volt, а Chrysler обещает разработать семь новых экономичных моделей к 2010 году. Вероятно, производителям придется сделать многое, чтобы изменить отношение американских потребителей к таким автомобилем, но это не сложнее, чем пережить сложившиеся обстоятельства и выстоять до 2010 г., считает Коул.
/Интерфакс/