S&P понизило суверенный рейтинг РФ до неинвестиционного уровня
Аналитики объяснили такое решение ограниченной гибкостью денежно-кредитной политики России и ослаблением перспектив экономического роста в стране
Москва. 27 января. INTERFAX.RU – Агентство S&P последним из "большой тройки" повысило рейтинг России до инвестиционного уровня - в январе 2005 года. И вот, спустя ровно десять лет, российский рейтинг по шкале самого консервативного из агентств вернулся в спекулятивную, или "мусорную" зону. Решение S&P - ожидаемое, во многом оно было заложено в котировки, но рубль на малоактивных вечерних торгах все равно отреагировал резким снижением.
Перспективы ослабли, риски выросли
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's снизило долгосрочный и краткосрочный рейтинги России по обязательствам в иностранной валюте до "BB+/B" с "BBB-/A-3". Как сообщается в пресс-релизе агентства, прогноз рейтингов - "негативный".
Кроме того, долгосрочный и краткосрочный рейтинги по обязательствам в национальной валюте были уменьшены до "BBB-/A-3" с "BBB/A-2".
Рейтинги были выведены из списка CreditWatch (на пересмотре), куда они были поставлены с негативным прогнозом 23 декабря 2014 года. S&P также подтвердило рейтинг РФ по национальной шкале "ruAAA" и снизило оценку риска перевода и конвертации валюты до "ВВ+" с "ВВВ-".
Следующая по графику рейтинговая публикация относительно суверенных рейтингов России запланирована на 17 апреля.
"Снижение рейтингов отражает наше мнение, что гибкость денежно-кредитной политики России стала более ограниченной, а перспективы экономического роста ослабли, - пишут аналитики агентства. - В то же время мы отмечаем возрастающий риск того, что внешние и бюджетные резервы будут сокращаться вследствие ухудшающейся внешней конъюнктуры и растущей государственной поддержки экономики".
"Мы считаем, что российская финансовая система слабеет, что ограничивает способность ЦБ РФ эффективно реализовывать денежно-кредитную политику. На наш взгляд, Центробанк вынужден принимать все более сложные решения в отношении денежно-кредитной политики, в то же время пытаясь поддержать устойчивый рост ВВП. Эти проблемы возникают от влияния на инфляцию ослабления курса рубля и западных санкций, а также ответных санкций, введенных Россией. Мы ожидаем, что рост реального ВВП России в расчете на душу населения в среднем будет ниже, чем у стран с сопоставимыми уровнями дохода на душу населения на рейтинговом горизонте 2015-2018 годов", - говорится в пресс-релизе.
Аналитики агентства ожидают сокращения кредитования экономики, что, по всей видимости, будет подрывать ее дальнейший рост.
"Вследствие ослабления рубля, ограничения доступа ключевых секторов экономики к международным рынкам капитала из-за санкций и экономической рецессии в 2015 году мы ожидаем, что качество активов финансовой системы России будет ухудшаться. Тем не менее, ухудшение качества активов может не сразу проявляться в показателях отчетности - вследствие временных мер Банка России, которые позволяют банкам использовать при расчете валютных активов более благоприятный валютный курс и применять более мягкую политику резервирования", - сообщается в документе.
Эксперты S&P ожидают, что ежегодный экономический рост составит примерно 0,5% в 2015-2018 годах, что ниже показателя в 2,4% за прошедшие четыре года. Они отмечают, что этот ограниченный рост - следствие, в том числе, структурного замедления темпов роста экономики, начавшегося еще до украинского кризиса. Вместе с тем он отражает отсутствие внешнего финансирования из-за введения экономических санкций и резкое снижение цен на нефть.
"Ослабление рубля будет оказывать негативное влияние на уровень ВВП на душу населения в долларовом эквиваленте, который, как мы прогнозируем, составит $8,6 тыс. в 2015 году. Мы также ожидаем, что ослабление покупательной способности внутри страны в результате обесценивания рубля и роста инфляции может и в дальнейшем влиять на перспективы роста экономики России", - говорится в сообщении.
На текущий год прогнозируется снижение реального ВВП на 2,6%, в 2016 году - повышение на 1,9%, в 2017 году - на 2% и в 2018 году - на 1,2%. Инфляция в 2015 году прогнозируется аналитиками агентства на уровне 13,5%, в следующем году - 6,5%, в последующие два года - 6%.
Негативный прогноз рейтингов отражает мнение S&P, что гибкость денежно-кредитной политики России может продолжить ухудшаться. Агентство может понизить рейтинги России в течение следующих 12 месяцев, если ее внешние и бюджетные резервы будут сокращаться значительно быстрее, чем ожидается в настоящее время.
"Мы можем пересмотреть прогноз на "стабильный", если российская финансовая стабильность и перспективы экономического роста улучшатся", - отмечается в сообщении S&P.
После публикации решения S&P рубль резко потерял свои позиции. На торгах Московской биржи доллар вырос с 66,40 рубля в 21:00 мск до 68,46 рубля в 23:00. Курс евро вырос с 74,8 до 76,90 рублей.
Ковенанты
По шкале двух других агентств "большой тройки" - Moody's и Fitch - суверенный рейтинг РФ пока на две ступеньки выше "мусорного" уровня. В большинстве случаев ковенанты (условия выпуска облигаций или предоставления кредита) предусматривают возникновение права требовать досрочного погашения долга в случае, если эмитент лишается инвестиционного рейтинга по версии двух из трех агентств "тройки".
"Для ряда фондов это означает просто запрет на инвестирование в такие активы (с рейтингом ниже инвестиционного уровня - ИФ). Многие кредитные соглашения или соглашения об облигационных займах, которые привлекали российские заемщики на мировых рынках капитала, содержат оговорки, ковенанты, которые говорят, что если нет инвестиционного рейтинга, то наступает досрочное требование по погашению кредита", - говорил ранее глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.
"Практически это может означать увеличение оттока капитала, который необходимо будет замещать теми инструментами, которые есть у нас внутри", - отмечал он.
Снижение рейтинга S&P может привести к резкому увеличению объема долга, который будет необходимо гасить в 2015 году российским компаниям и банкам из-за срабатывания ковенант, считает заместитель генерального директора УК "Паллада Эссет Менеджмент" Александр Баранов. По его оценке, объем погашения внешних заимствований вырастет в полтора раза и превысит $140 млрд.
Хотя остальные два рейтинга у России пока на инвестиционном уровне, снижение рейтинга S&P может стать триггером для распродаж со стороны фондов, ориентирующихся только на инвестрейтинг или на индексы с инвестрейтингом, говорил ранее "Интерфаксу" старший кредитный аналитик ING Егор Федоров.
По словам руководителя управления по торговле долговыми инструментами Промсвязьбанка Дмитрия Иванова, понижение рейтинга окажет краткосрочное давление на рынки, однако сейчас, на фоне геополитического обострения, этот фактор все же вторичен.
"Если мы посмотрим на уровень доходности суверенных евробондов разных стран, то увидим, что страны с рейтингом даже более низким, чем у нас, например Турция, торгуются на более привлекательных уровнях, им легче сейчас занимать за границей, решать проблемы с ликвидностью и недостатком капитала. Для нас самый главный вопрос заключается в санкциях и внешнеполитической ситуации, снижение рейтинга вторично", - сказал он "Интерфаксу".
"Мы изучали статистику по странам, которым в свое время снижали рейтинги, это примерно 10 стран, практически всегда, за малым исключением, это решение не было сюрпризом, ему предшествовали ухудшения экономической ситуации. При этом после объявления решения о снижении рынки все равно двигались вниз, но не было долгосрочным - примерно 1-2 недели. Неделя - две падения, и рынок на этом успокаивался. Наверное, во вторник мы увидим падение рынка евробондов, валюты, акций тоже, продлится это неделю-две, и на этом рынок устаканится, если не будет новых вводных. Новостной фон сейчас такой, что сюрпризы могут появиться каждый день, гораздо хуже, чем новости по рейтингу, к сожалению", - добавил Иванов.
Ситуация с рефинансированием долга за рубежом для российских компаний уже долгое время плохая, и ухудшиться ей уже сложно, отметил он.
Улюкаев в конце декабря, когда снижение рейтинга S&P уже считалось наиболее вероятным исходом, говорил, что государство может выйти в качестве покупателя на рынок корпоративного валютного долга. "Что касается возможности приобретения, скажем, корпоративных облигаций, особенно облигаций, номинированных в валюте, то с моей точки зрения, это совершенно разумное было бы поведение", - заявил министр, отвечая на вопрос о действиях в ответ на возможное снижение суверенного рейтинга России ниже инвестиционного уровня. Улюкаев не уточнял, кто именно может выступить покупателем и по какому принципу будут отбираться инструменты для приобретения.
Крупные погашения по евробондам в 2015 году предстоят банкам, которые не могут рефинансировать долг на внешнем рынке из-за санкций. В марте ВТБ нужно погасить евробонды на $1,25 млрд, Сбербанку во второй половине года - евробонды на $1,5 млрд и 410 млн швейцарских франков, Газпромбанку - бумаги на $1,5 млрд и 500 млн швейцарских франков. Среди заемщиков из нефинансового сектора самые большие выплаты предстоят "Газпрому" - по четырем выпускам в 2015 году газовой монополии нужно заплатить 1,85 млрд евро и $1,7 млрд.
ОФЗ в безопасности
Глава Минфина Антон Силуанов решение S&P назвал демонстрацией "чрезмерного пессимизма" агентства. При этом комментарий самого министра вполне можно трактовать как пессимистичный: по его словам, доказать неправоту S&P можно только добившись очевидных предпосылок выхода из рецессии и тенденции к восстановлению экономики. Между тем, ни аналитики, ни даже сами чиновники предпосылок к такой тенденции пока не видят.
При этом обвинений в политической ангажированности, которые ранее звучали из уст членов правительства в адрес агентств, в заявлении министра не было.
По мнению Силуанова, решение агентства не учитывает целый ряд факторов, характеризующих сильные стороны российской экономики: накопленные крупные международные резервы, в том числе суверенные фонды, объем которых в рублевом выражении существенно увеличился, профицит счета текущих операций и крайне низкий уровень государственного долга.
Отдельные прогнозы S&P представляются министру "необоснованно негативными", как в сравнении с официальными российскими прогнозами, так и с оценками международных организаций. Например, агентство прогнозирует профицит счета текущих операций на уровне 1,1% ВВП в 2015 году, в то время как официальный прогноз составляет 6% ВВП, прогноз Всемирного банка - 7,2% ВВП.
"В целом никаких оснований драматизировать ситуацию мы не видим. Говорить о возникновении формальных оснований для выхода иностранных инвесторов из российских активов не приходится, так как для подобных действий необходима потеря эмитентом инвестиционного рейтинга от не менее чем двух агентств. Также нет оснований ожидать массового предъявления кредиторами к досрочному погашению долговых обязательств российских эмитентов - этот риск вообще весьма преувеличен", - заявил Силуанов журналистам.
По его словам, решение рейтингового агентства не должно оказать серьезного влияния на рынок капитала, поскольку риски снижения кредитных рейтингов России уже заложены игроками в котировки российских активов. Кроме того глава Минфина указал на то, что рейтинг от S&P по обязательствам РФ в национальной валюте по-прежнему находится на инвестиционном уровне "ВВВ-", поэтому резкого снижения доли нерезидентов в структуре держателей ведомство не ожидает.
Минфин, по его словам, совместно с другими ведомствами продолжит вести "открытый диалог" с S&P и другими рейтинговыми агентствами "и на регулярной основе предоставлять всем агентствам актуализированную макроэкономическую информацию с целью повышения рейтинга в среднесрочной перспективе".
"Доказать, что оценка чрезмерно пессимистична, мы можем своими действиями. Для этого необходимо продолжить проведение ответственной макроэкономической политики, продемонстрировать способность быстро адаптироваться к низким ценам на нефть, сохранить бюджетные резервы и добиться бездефицитности бюджета в среднесрочной перспективе", при этом бизнес должен получить возможность воспользоваться возникшими из-за ослабления рубля ценовыми преимуществами, сказал Силуанов.