Приговор по делу "Ив Роше": брат сел за брата

Приговор братьям Навальным - второй условный срок для Алексея и колония для Олега - застал многих их сторонников врасплох и вызвал неоднозначную реакцию в обществе

Приговор по делу "Ив Роше": брат сел за брата
Алексей и Олег Навальные (слева направо) после оглашения приговора в Замоскворецком суде
Фото: ТАСС, Артем Коротаев

Москва. 30 декабря. INTERFAX.RU – Замоскворецкий суд Москвы утром 30 декабря, более чем за две недели до намеченной ранее даты, поставил точку в уголовном деле о хищении средств у компании "Ив Роше", в котором обвинялись братья Алексей и Олег Навальные. Согласно приговору, уже имеющий пятилетний условный срок по делу "Кировлеса" оппозиционер получил 3,5 года условно, а его брат Олег проведет столько же времени в реальном заключении - в колонии общего режима.

Алексей Навальный сразу же после оглашения решения суда выразил свое несогласие с ним. "За что вы его (Олега – ИФ) сажаете? Таким образом вы хотите меня наказать?" – спросил он у судьи. По мнению оппозиционера, "самым отвратительным и подлым приговором из всех возможных" "власть не просто уничтожает своих политических оппонентов, но уничтожает и мучает их родственников".

Самого лидера "Партии прогресса" суд оставил под прежней мерой пресечения – домашним арестом – вплоть до вступления в силу приговора, который защита уже собралась обжаловать. При этом находившийся под подпиской о невыезде Олег Навальный был взят под стражу в зале суда, он будет находиться в московском СИЗО-2 ("Бутырка") до решения по апелляции адвокатов.

Приговор по делу "Ив Роше" был неоднозначно воспринят как среди политиков, так и в профессиональном юридическом сообществе. При этом пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что в Кремле не будут комментировать решение суда, и оно не станет темой отдельного доклада Владимиру Путину. По его словам, глава государства узнает о подобных событиях из СМИ.

Для всех – равное наказание

Некоторые депутаты Госдумы высказались за необходимость ужесточения приговора Навальному по принципу "вор должен сидеть в тюрьме". Так, первый зампред комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Михаил Маркелов отметил, что обычный чиновник за подобное преступление, особенно с легализацией похищенных средств, получил был от восьми лет заключения, и поэтому приговор оппозиционеру "вызывает массу вопросов".

Он также обратил внимание на призрачность поддержки сторонников Навального, которые, узнав в понедельник о том, что оглашение состоится уже на следующий день, "либо проспали", либо продолжили отдыхать на заграничных курортах – а "если бы были принципиальные, то вернулись бы".

"Ложный оппозиционер"

Также вопросы в связи с решением суда появились и у члена комитета Госдумы по борьбе с коррупцией, депутата от КПРФ Дениса Вороненкова, но не касательно равенства перед законом, а относительно истинной природы взаимоотношений оппозиционера с властями. По его мнению, столь мягкое наказание и второй условный приговор подряд свидетельствуют о том, что Навальный сотрудничает с властью, а не противостоит ей.

Вороненков также добавил, что, как бывший сотрудник прокуратуры, доверяет позиции обвинения и считает правильными запрошенные прокурором сроки наказания – 10 лет колонии для Алексея Навального и восемь – для его брата.

Зависимость судебной власти

В свою очередь экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, помилованный президентом РФ в декабре прошлого года после более чем 10 лет заключения, назвал приговор по делу "Ив Роше" ответом российского чиновничества, которое на протяжении нескольких лет было мишенью оппозиционера, на его антикоррупционную деятельность.

Несмотря на то что Ходорковский указал на положительное влияние приговора на инвестиционный климат в России и стабилизацию рубля, по его мнению, после этого судебного заседания "ни у кого из граждан нашей страны… никаких сомнений в отсутствии в стране правового государства, отсутствии в стране независимой судебной власти, уже не осталось".

Дело только в политике

Старейшая российская правозащитница, руководитель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева назвала приговор Замоскворецкого суда и само дело Навальных политически мотивированными.

"Такое решение надо было еще придумать. Я считаю, что Олег оказался заложником ситуации…По всей видимости, не захотели, чтобы в связи с приговором Алексею Навальному произошел народный сход – и ему дали условный срок. А что касается Олега Навального, то, видимо, решили, что из-за него никто не выйдет", - сказала правозащитница.

И волки сыты, и овцы целы

Глава московской коллегии адвокатов Генри Резник назвал приговор Навальным "половинчатым", но юридического нонсенса во втором условном сроке не усмотрел. Тем не менее, Резник рассчитывал на оправдательный приговор и даже поспорил на этот счет с супругой. "Оправдание по такому обвинению было бы сильным политическим ходом, так как подтвердило бы позицию российского руководства о независимости наших судов и выбило бы почву из-под ног критиков судебной системы", - пояснил Резник.

По его мнению, с вынесением обвинительного приговора суд не стал дискредитировать работу следственных органов, вынес оппозиционеру еще одно предупреждение и "взял в заложники" его брата.

Предъявленное обвинение

Братья Навальные обвинялись в мошенничестве в особо крупном размере и легализации денежных средств – хищении у ООО "Ив Роше Восток" более 26,7 млн рублей и еще 4,4 млн у ООО "Многопрофильная процессинговая компания". Обвинение посчитало, что эти деньги были легализованы с помощью подконтрольных им и их родственникам ООО "Кобяковская фабрика по лозоплетению".

По версии следствия, Алексей Навальный создал ООО "Главное подписное агентство" (ГПА), а его брат Олег, бывший в 2008 году начальником департамента внутренних почтовых отправлений "Почты России", убедил представителей признанных потерпевшими компаний заключить договор на грузоперевозки с "Главподпиской".

При этом защита Навальных подчеркивала, что уголовное дело была возбуждено с нарушениями, так как отсутствовало заявление об ущербе, которое, по ее словам, необходимо для расследования дел о мошенничестве.

Наказание рублем

Помимо основного наказания суд также назначил оппозиционеру три года испытательного срока, оштрафовал обоих братьев в общей сложности на миллион рублей и взыскал с них ущерб, который просила возместить признанная потерпевшей по делу "Многопрофильная процессинговая компания", - более 4 млн рублей. Их обвинение по статье "мошенничество" суд переквалифицировал на совершенное в сфере предпринимательской деятельности и потому огласил только вводную и резолютивную части решения, не зачитав мотивировочную.

Так как позиция суда, объясняющая причины назначения именно такого наказания, будет опубликована только в январе, сторона обвинения пока не знает, будет ли обжаловать приговор. Тем не менее в прокуратуре отметили, что суд в целом, пусть и не по срокам наказания, согласился с позицией обвинения

Первый условный приговор

Алексей Навальный уже имеет условный срок по "делу Кировлеса". 18 июля 2013 года Ленинский суд Кирова приговорил его к пяти годам заключения за хищения на этом предприятии. На следующий день его освободили под подписку о невыезде до вступления приговора в силу, а 16 октября того же года Кировский областной суд изменил приговор, заменив реальное наказание на условный срок. Тем не менее в рамках дела "Ив Роше" мера пресечения оппозиционеру была изменена – его перевели под домашний арест и запретили вести блог в интернете.

В 2013 году Алексей Навальный, несмотря на несколько уголовных дел, участвовал в выборах мэра Москвы и в сентябре занял второе место, набрав 27% голосов избирателей.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });