Итоги 2014: банковский сектор - из огня да в полымя
События на Украине, последовавшие санкции и проблемы с ликвидностью, полноценный валютный кризис и продолжающаяся зачистка со стороны ЦБ – о таком годе, полном бодрящих вызовов, российские банкиры не смели даже мечтать
Москва. 29 декабря. INTERFAX.RU – Российский банковский сектор пережил один из самых сложных периодов за последнее время. Наступающий год также будет очень непростым - банки выживут, но им понадобится помощь властей и перенастройка работы.
Тридцать три несчастья
Еще в начале года было понятно, что он будет не очень простым для банков - ожидалось продолжение "зачистки" сектора, к тому же обещали всплыть проблемы, накопившиеся у банков розничного сектора в период бума потребительского кредитования 2012-13 годов. Однако итоговый сценарий года, наверное, не являлся банкирам и в страшных снах.
Весной по балансам и прибыли банковского сектора ударили события на Украине - крупнейшие банки стали активно формировать резервы на возможные потери по ссудам.
Затем последовала первая волна санкций, связанная с присоединением Крыма и проблемами на юго-востоке Украины - от внешнего мира были практически отрезаны банк "Россия" и СМП банк. Проблемы отдельных банков привели к большим последствиям для всей системы - Россия поняла, что в принципе ее в любой момент могут отключить от обслуживания Visa и MasterCard. Это послужило толчком к ряду законодательных изменений и появлению подконтрольной Банку России Национальной системы платежных карт. Чем это обернется для банков, в полной мере мы узнаем в 2015 году, но на протяжении 2014 года это серьезно попортило нервы платежным системам и банкирам.
Вторая волна - секторальные санкции - накрыла крупнейшие российские кредитные организации. Она практически перекрыла привыкшим к недорогим заимствованиям банкам и компаниям доступ к зарубежному фондированию, заложив фундамент произошедшего в конце года коллапса валютного рынка.
Закрытие внешнего долгового рынка заставило компании перейти к заимствованиям внутри страны. Это повысило спрос на кредиты, но одновременно усугубило проблемы с ликвидностью банковского сектора и сделало еще более выраженной проблему нехватки капитала.
К концу года грянул полноценный кризис на валютном рынке. В первой половине ноября Банк России объявил о запуске рубля в "свободное плавание", с конца ноября по середину декабря бивалютная корзина подорожала в полтора раза, в отдельные дни доллар взлетал на 10%, евро покорил психологически важный уровень в 100 рублей. Граждане выстраивались в огромные очереди на покупку валюты, спреды в обменниках достигали десятков рублей, в ряде офисов наблюдалась нехватка наличной валюты.
Банки смогли заработать на валютообменных операциях, однако это не идет ни в какое сравнение с тем ударом, который они получили по капиталу и резервам из-за переоценки валютных кредитов.
Чтобы подавить панику на валютном рынке, ЦБ в ночь на 16 декабря решил повысить ключевую процентную ставку. К желаемому результату это сразу не привело, зато вызвало еще более резкое падение цен рублевых инструментов, включая ОФЗ, вновь нанеся удар по капиталу кредитных организаций. Это также взвинтило стоимость фондирования и усугубило кризис ликвидности - деньги на рынке МБК даже для банков первого круга стали стоить под 30% годовых, а для ряда средних и мелких банков рынок просто умер.
Тем временем набеги граждан перекинулась с обменников на кассы - кто-то просто изымал средства, кто-то конвертировал их в валюту, а кто-то старался переложить их в новые вклады с привлекательными ставками (банки были вынуждены взвинтить ставки по вкладам, чтобы удержать отток средств физлиц). В отдельные дни граждан захлестывала паника, которая подогревалась распространяемыми слухами, что ряд банков, в частности, Сбербанк, может заморозить счета и что карты международных платежных систем в начале года перестанут работать.
Все это "полировалось" различными корпоративными историями, крупнейшей из которых, без сомнения, был долг "Мечела". Месяцы переговоров и судебные иски пока не привели к разрешению проблемы, а банкам пришлось создать большие резервы под кредиты "Мечела".
Тактическое смягчение и стратегические меры спасения
На фоне всех неприятностей, свалившихся на кредитные организации, Банк России был вынужден спасать банковскую систему. ЦБ в конце декабря объявил о ряде мер по поддержанию устойчивости российского финансового сектора, в том числе введя мораторий на отрицательную переоценку ценных бумаг и разрешив использовать для расчета пруденциальных требований валютный курс за предыдущий квартал. Кроме того, регулятор сделал ряд послаблений в области управления кредитными рисками.
Также ЦБ пришлось смириться с тем, что происходит с процентными ставками, и дать послабления розничным банкам. Регулятор отложил на полгода введение ограничений на полную стоимость кредита (ПСК) - розничные банки и раньше жаловались, что им тяжело будет работать в условиях ограничений ставок, а после взлета стоимости денег это стало просто нереальным. Кроме того, из-за роста стоимости фондирования ЦБ разрешил ставкам по вкладам отклоняться от средней максимальной ставки, рассчитываемой регулятором, не на 2 процентных пункта, а на 3,5 пункта.
На год было перенесено введение норматива Н25, ограничивающего кредитование связанных сторон планкой 20% капитала. Впрочем, далеко не все просьбы банкиров были услышаны ЦБ. Например, регулятор не стал переносить повышение требований по величине норматива достаточности основного капитала (Н1.2) - с нового года этот показатель увеличивается с 5,5% до 6%.
Кроме тактических решений, которые, возможно, позволят банкам в начале года не столкнуться с несовместимыми с жизнью проблемами (распухающие активы, тающий капитал, угроза нарушения нормативов), власти приняли ряд мер, которые помогут им в будущем.
Так, банки могут быть докапитализированы за счет средств ФНБ почти на 400 млрд рублей (деньги будут направлены на инвестпроекты, но перед этим "пропущены" через капитал) и за счет ОФЗ на триллион рублей, которые Агентство по страхованию вкладов получит от государства. Кроме того, оперативно удвоена (до 1,4 млн рублей) сумма страхового возмещения по вкладам, что может снизить градус недоверия граждан к банковской системе.
По мнению управляющего по стратегическому анализу Промсвязьбанка Сергея Наркевича, можно констатировать, что меры стали лишь реакцией ЦБ и других органов государственной власти на экстремальную динамику курса рубля и процентных ставок 15-17 декабря, но надо готовиться к событиям, которые с высокой долей вероятности могут произойти на рынке.
Меры по докапитализации банков нужно принимать уже сейчас, чтобы компенсировать отсутствие прибыли как важнейшего источника формирования нового капитала и создать подушку безопасности на случай масштабной реализации кредитных рисков, считает он. Ведь в 2015 году экономика, вероятнее всего, будет находиться в рецессии, в результате чего вырастет объем просроченных кредитов и снизится прибыль банков, отмечает эксперт.
"Предложенные меры Центрального банка представляют логичное, но временное решение сложившейся ситуации в банковском секторе", - отмечает начальник управления исследований и аналитики Росбанка Юрий Тулинов. По факту, каждая из мер призвана "игнорировать" текущую волатильность валютного рынка и негативное влияние от экстренного повышения ключевой ставки до 17%.
Он указывает, что в среднесрочной перспективе - как минимум ближайший квартал - для банков крайне важно перейти к решению появившихся проблем, что может потребовать как прямое воздействие на валютный и процентный риск через продажу соответствующих активов, так и создание дополнительного буфера капитала для покрытия данных рисков.
При этом эксперт считает очень важной работу по докапитализации банковской системы, проводимую властями - из средств ФНБ и с помощью ОФЗ. В совокупности данные мероприятия, по его словам, способны значительно поддержать капитал российских банков.
Зампред правления МДМ банка Наталья Блатова полагает, что направленные на повышение капитализации банковской системы меры являются своевременными, однако могут иметь краткосрочный и несистемный характер. "Не обсуждая количество участников банковской системы, которые будут иметь доступ к данным средствам, хочется отметить, что при тех масштабах накопленных проблем и при достаточно жестких подходах к регулированию, в частности, к резервированию, логичных скорее в период экономического роста, скорее всего деньги будут потрачены не на развитие, а на досоздание резервов по уже сложившимся ситуациям. Кардинально решить проблему, на мой взгляд, может только изменение подходов, реализация положительной накопленной практики 2008-2010 годов", - говорит она.
По мнению Блатовой, регулятору стоит принять еще ряд мер - установить временный мораторий на дисконтирование справедливой стоимости обеспечения по кредитам, применяемое при корректировке резерва, смягчить требования к активам, которые могут быть приняты Банком России в обеспечение кредитов, временно пересмотреть ряд финансовых показателей, по которым оценивается финансовое состояние заемщиков.
"Мы видим со стороны регулятора большое желание решить проблемы банковской системы, регулятор проводит постоянные консультации как с отдельными банками, так и с профессиональным сообществом, однако, на наш взгляд нужно в большем объеме использовать комплекс мер, апробированных как в России, так и за рубежом", - говорит она.
Продолжение зачистки
На фоне этих драматических событий меркнет "зачистка" банковского сектора, которую регулятор начал проводить в 2013 году и продолжил в 2014 году. Тем не менее, ЦБ отозвал лицензии у восьми десятков кредитных организаций, то есть примерно у одной десятой части организаций сектора. Рынок навсегда покинули "Мой банк", "Евротраст", "Западный", "Банк24.ру" и ряд других известных брендов. Заместитель председателя Банка России Михаил Сухов сообщал в декабре, что искажение информации о финансовом состоянии лишенных лицензии кредитных организаций оценивалось в 274 млрд рублей и эти цифры будут увеличиваться.
Регулятор отправлял своих тяжело больных подопечных не только в морг, но и в реанимацию. За год было принято решение о санации 12 банков - пяти банков группы "Рост", Балтийского банка, Мособлбанка и родственных ему Инресбанка и Финанс бизнес банка, банка "БТА-Казань", Москомприватбанка и банка "Траст". Санация "Траста", о которой было объявлено в конце декабря, станет крупнейшей со времен Банка Москвы - ЦБ через АСВ направит на оздоровление "крепкого орешка" 127 млрд рублей. Объем средств физлиц в банке "Траст" (около 140 млрд рублей) существенно превышает весь объем Фонда страхования вкладов (88,5 млрд рублей на 1 декабря).
Список банков в 2015 году может сократиться из-за повышения требований регулятора к объему собственных средств - минимальный размер капитала банков с января составит 300 млн рублей против 180 млн рублей на текущий момент. Как сообщал Сухов, на 1 декабря в России работали 64 банка с собственным капиталом менее 300 млн рублей, однако, по его словам, большинство банков в той или иной форме заявили свои намерения докапитализироваться, несколько банков предполагают преобразовываться в небанковские кредитные организации, возможно, будет несколько случаев присоединения.
"Вероятно, что в 2015 году Банк России продолжит очищать банковский сектор от недобросовестных игроков, хотя темпы отзыва лицензий, связанные с этим фактором, должны снизиться", - полагает Наркевич. Блатова также ожидает продолжения отзывов лицензий, так как "банковская система идет по пути укрупнения".
При необходимости фонд страхования вкладов может быть пополнен за счет ЦБ. Это сводит к минимуму вероятность наступления системного кризиса за счет бегства вкладчиков, потерявших доверие к банкам.
Как жить дальше
Главный аналитик Юникредит банка Артем Архипов полагает, что в 2015 году российская банковская система столкнется с двумя ключевыми вызовами. Во-первых, банкам придется вести бизнес в условиях резко возросшей стоимости фондирования. Во-вторых, повышение ставок по кредитам (которое неизбежно последует за ростом стоимости фондирования)приведет к ухудшению качества кредитного портфеля, поскольку готовность занимать по высоким ставкам будут демонстрировать преимущественно заемщики с высоким уровнем риска. Спрос на отдельные кредитные продукты и вовсе может резко сократиться на фоне возросших ставок, считает эксперт.
Спрос на кредиты со стороны компаний должен сохраниться, учитывая необходимость выплат по внешним долгам, однако в условиях высокой стоимости кредитных ресурсов компании могут предпочесть использовать собственные средства для выплаты долга, полагает Архипов. К тому же инвестиционный спрос в целом в следующем году останется слабым, что также будет сдерживать спрос на банковские кредиты, отмечает он.
В розничном сегменте, по мнению аналитика, в уходящем году многие банки предпочитали развивать обеспеченное кредитование (автокредиты, ипотеку). Однако на фоне ухудшения платежеспособности населения и роста ставок по кредитам серьезные опасения вызывает кредитное качество потенциальных заемщиков. "Более того, спрос на отдельные продукты, например, ипотек, по возросшим ставкам, на наш взгляд, заметно сократится. Такая ситуация может продлиться примерно до середины года, когда при благоприятном стечении обстоятельств (ослабление давления на рубль и замедление инфляции) ЦБ может начать снижать ставки", - полагает Архипов.
Уходящий год для банковской системы был годом формирования резервов, но, по мнению Наркевича, основного роста резервов все-таки стоит ожидать в 2015 году, так как состояние заемщиков будет ухудшаться по мере снижения экономической активности.
Среди наиболее вероятных рисков представитель Промсвязьбанка выделяет дальнейшее развитие валютного кризиса - многие индикаторы говорят о том, что рубль может обесцениться примерно до уровней, достигнутых 16 декабря, особенно в случае ужесточения санкций или возникновения неуправляемой паники на валютном рынке. Также одним из основных рисков станет недостаток ликвидности.
Банки, конечно, постараются поддерживать достаточную маржу и прибыльность своего бизнеса, однако снижение спроса на кредиты и ухудшение качества кредитных портфелей будут негативно влиять на способность банков кредитовать по высоким ставкам, указывает Наркевич.
По его мнению, в корпоративном секторе, помимо стандартных кредитных продуктов, будут востребованы факторинг и международное финансирование. "Мы считаем эти направления наиболее низкорискованными и эффективными с точки зрения бизнеса", - говорит он.
В рознице приоритетным направлением для всех банков на 2015 год будет развитие качества управления рисками, внедрение новых и оптимизация существующих технологий, позволяющих осуществлять продажи с меньшими издержками. "Полагаем, что акцент будет сделан на работе с портфелем текущих клиентов", - считает Наркевич.
Тулинов полагает, что в 2015 году банкам, в первую очередь, предстоит работа над качеством активов в условиях весьма непростой макросреды. Российскую экономику ожидает рецессия, что негативно скажется на способности части как корпоративных, так и розничных заемщиков обслуживать свои обязательства. Одновременно российские банки будут работать над сохранением приемлемого запаса по достаточности капитала - в частности, пополняя прибыль за счет оптимизации операционных расходов.
По мнению Блатовой, можно ожидать ухудшения качества заемщиков, роста проблемной задолженности банков, снижения капитализации банковской системы вследствие роста резервов и, как следствие, снижения возможностей для кредитования экономики. При этом она полагает, что существующий уровень ставок позволяет заемщикам, по крайней мере, значительной части российских предприятий, продолжать работать, поддерживая простой воспроизводственный цикл.
"Важно, однако, понимать, что российский банковский сектор не смотрит в 2015 год со страхом. Это будет еще один непростой год, из которого российские банки выйдут более эффективными, чем прежде", - считает Тулинов.