Ритейлеры пересмотрят отношения с поставщиками
Крупные игроки рынка прокомментировали ситуацию с отгрузкой товаров поставщиками и дали прогнозы на рост цен
Москва. 17 декабря. INTERFAX.RU - Обвал рубля в понедельник-вторник ускорил повышение цен поставщиков продовольственных и непродовольственных товаров. А некоторые компании даже приостановили отгрузки, дожидаясь стабилизации курса.
Сумасшедшие риски
В зоне риска с точки зрения роста цен, прежде всего, импортные товары, например, чай, кофе, алкоголь, сказал "Интерфаксу" представитель Х5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель") Владимир Русанов. По его словам, проблем с поставками товаров в магазины компании нет. В "Дикси" также сообщили, что поставки по контрактам идут без перебоев.
"Договорная система "Дикси" четко фиксирует график и объем поставки, поэтому пока проблем мы не ощущаем. Однако тревожные настроения у поставщиков начали проявляться, они выражаются в запросах на повышение цены и снижении интереса к акциям с глубокой скидкой", - сказала представитель ритейлера Екатерина Куманина.
Генеральный директор "Ротор Хаус" (дистрибутор алкоголя, марки Scottish Cat, Messicano, Tunel, XuXu) Александр Бондаренко сказал "Интерфаксу", что компания со вторника остановила отгрузки в адрес всех клиентов из-за нестабильного валютного курса. Как только курс стабилизируется, компания пересмотрит цены и возобновит поставки. Сейчас "риски сумасшедшие", отметил Бондаренко, отказавшись прогнозировать сроки возобновления отгрузок и динамику цен. И срок, и цены полностью зависят от ситуации на валютном рынке, поскольку компания закупает товар в долларах и евро.
В этом году "Ротор Хаус" повышал цены только один раз - в январе, говорит гендиректор компании. Это было связано с ростом акциза в России, снижением курса рубля в прошлом году, а также повышением цен поставщиков. Тогда рост составил 10-12%, затем компания пыталась сдерживать цены за счет своей маржи.
Diageo (бренды Johnnie Walker, Baileys, Captain Morgan) поставляет импортную продукцию в соответствии с контрактными обязательствами и ранее согласованными планами, заявили в компании. "За последние дни ситуация на рынке изменилась кардинальным образом, сейчас мы оцениваем риски, связанные с резким ослаблением рубля, и вырабатываем стратегию работы в новых условиях рынка", - сказала представитель Diageo в России Наталья Щеняева. Конкретные планы по изменению цен на продукцию в компании не комментируют.
Директор по продажам и маркетингу "Монтана Кофе" Елена Ростова сообщила, что компания продолжает поставки кофе по старым ценам и планирует повысить их только в январе - на 15%, о чем уведомляет ритейлеров. Но на такое повышение согласны не все сети. "Монтана Кофе" не поднимала цены с лета, хотя стоимость кофе привязана к курсу доллара, а рассчитываться с поставщиками по контрактам, заключенным месяц назад, компании приходится по текущему курсу. "Пока держимся, что будет дальше, не знаю", - растеряна Ростова.
Об остановке отгрузок с 16 по 21 декабря заявил крупный российский производитель соков "Сады Придонья", объяснив свое решение сильным падением стоимости рубля. Информацию об отгрузках с 22 декабря и порядке ценообразования компания пообещала донести до партнеров "при прояснении ситуации на валютном и финансовом рынке страны".
По словам представителя "Русского моря" Ильи Березнюка, компания продолжает поставки рыбы в штатном режиме и следит за курсами ЦБ, от которых зависит ценообразование на импортируемую продукцию. Во вторник стремительное падение рубля заставило компанию на время приостановить отгрузки по отдельным категориям, затем они возобновились, но ситуация на валютном рынке заставила "Русское море" перейти на работу по предоплате.
Холодильник вместо рубля
Представитель крупного российского электронного ритейлера сообщил "Интерфаксу", что ряд игроков рынка столкнулись с перебоями в поставках или с изменениями поставщиками цен на законтрактованные партии. Проблемы касаются некоторых видов техники, например, компьютеров, фотоаппаратов, аксессуаров. С поставками мобильных телефонов проблем пока нет, сказал источник.
"Евросеть" заранее предвидела возможность возникновения такой ситуации и подстраховалась, заполнив свои склады и договорившись с рядом дистрибуторов о предоплате, заявил "Интерфаксу" президент компании Александр Малис. В "Связном", "М.Видео" и Media Markt также заявили, что не испытывают проблем с поставками.
В магазинах Media Markt наблюдается значительный рост спроса на телевизоры и крупную бытовую технику, и в обеих категориях больше покупают товары в ценовом сегменте выше среднего, сказала представитель компании в России Анна Трофимова. По ее словам, только за последнюю неделю продажи телевизоров выросли более чем в 2 раза по сравнению с прошлогодним показателем. Продажи крупной бытовой техники также почти удвоились, причем самым большим спросом пользуются холодильники. Рост спроса компания связывает не только с девальвацией рубля, но и с традиционным ажиотажем перед Новым годом.
"М.Видео" также не испытывает проблем с поставками, сказал представитель ритейлера Антон Пантелеев. По его словам, компания была готова к повышенному спросу и сформировала достаточные запасы товаров, которых хватит до конца года.
В ноябре компания прогнозировала, что в начале 2015 года розничные цены на электронику и бытовую технику в России могут вырасти на 5-20%, в зависимости от категории товара. Ритейлер по-прежнему ориентируется на этот прогноз, хотя не исключает, что динамика может быть выше - в зависимости от пересмотра цен поставщиками, сообщил Пантелеев.