Девальвация для банков: риски и возможности

Аналитики расходятся во мнении, удастся ли российским банкам извлечь выгоду из девальвации рубля, как это было в 2008 году, так как текущий кризис сильно отличается от того, что был шесть лет назад

Девальвация для банков: риски и возможности
Фото: ТАСС, Павел Смертин

Москва. 18 ноября. INTERFAX.RU - Ухудшение конъюнктуры сырьевых рынков и секторальные санкции ЕС и США привели к резкому ослаблению рубля в последние месяцы. Ряду российских банков, вероятно, удастся заработать на девальвации, как это было в кризис 2008-2009 годов. Однако ситуация сейчас существенно отличается - и с точки зрения причин роста спроса на валюту, и с точки зрения "свободы" рубля, отмечают банкиры и аналитики, опрошенные "Интерфаксом".

Банки могут столкнуться с трудностями и повышением ставок при привлечении необходимой валюты, в перспективе девальвация может оказать давление на банковский бизнес, однако риски являются управляемыми, полагают аналитики.

Заработать на девальвации

С начала года курс доллара к рублю вырос на 45%, к евро - более чем на 30%. Эксперты отмечают, что причиной этого послужил ряд факторов, но наиболее важным является введение санкций, из-за которых банкам и компаниям фактически закрылся доступ к западным рынкам капитала.

В кризис 2008-2009 годов банки сумели извлечь выгоду из ослабления национальной валюты. Как отмечал тогда замдиректора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников, с ноября 2008 года по январь 2009 года кредитные организации смогли заработать на падении рубля около 800-900 млрд рублей. Эксперты расходятся во мнении, удастся ли банкам повторить этот успешный опыт - ведь сейчас ситуация отличается.

"На мой взгляд, между девальвацией 2008-2009 годов и девальвацией 2014 года есть существенная разница. В 2008 году ЦБ РФ долгое время сдерживал ослабление рубля к бивалютной корзине на верхней границе коридора, фактически позволив всем желающим участникам рынка сформировать позиции в валюте, и только в ноябре начал сдвигать коридор, допустив ослабление рубля. В связи с этим банки смогли заработать на девальвации", - говорит глава дирекции операций на финансовых рынках банка "Санкт-Петербург" Алексей Теплоухов.

Тогда девальвация была краткосрочной, а в этом году девальвация более длительная, она началась еще до крымских событий. Геополитическая ситуация постоянно меняется, что вызывает и изменение ожиданий по динамике курса, добавляет он.

Главный специалист казначейства банка "Возрождение" Михаил Берулава также отмечает, что при девальвации рубля шесть лет назад все происходящее было более сжато по срокам и вызвано глобальным финансовым кризисом, тогда как снижение в 2014 году вызвано причинами более локального характера.

Кто может выиграть

Глава службы казначейства Связь-банка Кирилл Звержанский и директор инвестиционно-торгового департамента Абсолют банка Сергей Михайлов полагают, что от ослабления рубля смогут выиграть участники, вовремя купившие валюту.

"Выиграют банки с избыточной рублевой ликвидностью, по всей видимости, крупные государственные", - говорит директор центра долгового фондирования и структурного финансирования Бинбанка Владимир Сисаури. Он, впрочем, сомневается, что банкам в целом удастся заметно заработать на курсе, учитывая общие трудности с ликвидностью, как валютной, так и рублевой.

Главный аналитик Нордеа-банка Дмитрий Савченко указывает, что волатильность на валютном рынке несет в себе потенциальные риски, в том числе и для профессиональных участников, и сложно дать однозначную оценку, смогут ли банки выиграть. В Росбанке также считают, что заработать на девальвации рубля и на "игре" на курсе в текущем кризисе будет намного сложнее, так как рубль отправляется в свободное плавание. "Если в краткосрочной перспективе ситуация на геополитическом фронте улучшится, то рубль может столь же быстро укрепиться", - говорит аналитик банка Евгений Кошелев.

В то же время кредитные организации могут зарабатывать не только благодаря росту валютного курса (держа доллары и евро на балансе), но и на росте спроса на иностранные купюры со стороны граждан. "Население активно с точки зрения конверсии весь текущий год, потому что ситуация волатильна. Для нас это один из серьезных источников комиссионного дохода", - сообщал глава банка ВТБ 24 Михаил Задорнов. Глава Сбербанка Герман Греф также отмечал повышенный спрос на валюту со стороны населения в октябре.

Еще одним источником прибыли могли бы стать инструменты хеджирования, констатирует Михайлов из Абсолют банка. Однако поскольку российские корпоративные игроки остаются очень консервативными, то о взрывном росте хеджирования говорить не приходится, отмечает, со своей стороны, Савченко. "Хеджироваться от дальнейшего падения на короткие сроки по историческим минимумам не все находят целесообразным, а на длинные - сопряжено с большим риском, чем раньше", - добавляет Берулава из "Возрождения".

Если говорить о доходах от операций хеджирования в качестве значимого источника прибыли для банков, то на этом скорее заработали банки-нерезиденты, полагает Теплоухов из банка "Санкт-Петербург". "Здесь стоит учитывать и тот факт, что после введения санкций в отношении крупнейших российских банков их возможности осуществлять данные операции очень ограничены", - добавляет он.

Добыть валютную ликвидность

Банки, отрезанные от доступа на западные рынки капитала из-за санкций ЕС и США, озабочены получением валютной ликвидности, что отражается на росте ставок привлечения. Ряд банков уже повысил ставки по вкладам в валюте, в середине октября Сбербанк объявил о повышении ставок по некоторым валютным депозитам. Обсуждает возможность повышения валютных ставок и Газпромбанк. "Мы, разумеется, заинтересованы в сохранении ресурсной базы в валюте, поэтому, думаю, тоже отреагируем должным образом. И соответственно, удорожание фондирования будем учитывать при определении параметров кредитной политики", - сообщил первый вице-президент Газпромбанка Игорь Русанов.

По словам аналитика Росбанка Кошелева, банки, испытывающие потребность в валютном финансировании, попытаются мобилизовать скрытые ресурсы локального валютного рынка. Это касается привлечения новых депозитов (или удержания старых) и размещения новых инструментов.

Крупные банки, по всей видимости, постараются раздобыть валюту не только с помощью валютных счетов своих клиентов, но и размещая новые инструменты. Так, Сбербанк в конце сентября изменил валюту нескольких зарегистрированных серий биржевых облигаций с рублей на доллары, евро и швейцарские франки. Газпромбанк в начале октября утвердил решение о выпуске долларовых биржевых облигаций на общую сумму $2,5 млрд.

"В следующем году мы, возможно, разместим облигации на российском рынке в валюте. Объем выпуска будет определяться балансом спроса и предложения и представлениями рынка о минимально необходимом объеме выпуска в иностранной валюте. Пока рано об этом судить, но можно предположить, что объем выпуска будет не миллиард долларов, что привычно для выпусков, размещенных за границей, а меньше", - сообщил Русанов из ГПБ.

"Я не исключаю, что другие участники рынка последуют примеру Сбербанка, что только усилит конкуренцию в разных сегментах валютного рынка", - полагает Кошелев из Росбанка. По мнению Звержанского из Связь-банка, Сбербанк может стать "первой ласточкой", тем более, что бумаги потом можно будет использовать для залога, и доходность по ним будет интереснее для локальных инвесторов.

В то же время, Теплоухов из банка "Санкт-Петербург" полагает, что в текущей ситуации кредитным организациям будет сложно привлечь существенные объемы валюты на внутреннем рынке, так как именно основные держатели портфелей долговых ценных бумаг испытывают валютный дефицит. "Сейчас крупнейшим и наиболее надежным заемщикам внутри страны и в рублях непросто разместить облигации, а с валютой ситуация еще сложнее", - отмечает он.

Остроту проблемы понемногу сглаживают постоянные покупки валюты у ЦБ РФ, сопровождающиеся ростом валютных курсов. В октябре Банку России в рамках ранее обозначенной политики пришлось провести интервенции на десятки миллиардов долларов. Аналитики также обращают внимание на новые инструменты ЦБ, в частности, валютное репо, как на "запасной вариант". "Требования к запасам валюты, который каждый банк должен иметь, возросли. В связи с этим возникло ощущение дефицита валютной ликвидности. Поэтому новые инструменты предоставления валютной ликвидности Центрального банка - это правильная тема", - считает Русанов из Газпромбанка.

В то же время, на ЦБ не стоит рассчитывать в качестве источника полного и постоянного валютного финансирования. Ставки по коротким операциям валютного репо превышают рыночный уровень, что делает их, скорее, инструментом "последней надежды", указывает Теплоухов. В ВТБ 24 также считают, что инструмент краткосрочного валютного репо "важен как инструмент на крайний случай".

Что касается иных источников валютной ликвидности, то пока их практически нет - азиатские инвесторы никогда не были держателями заметной доли долгов российских компаний, и чтобы переломить ситуацию, надо "растить инвестора с нуля", а на это уйдут годы, полагает Теплоухов. Другие аналитики смотрят на азиатские рынки более оптимистично. "Если говорить о том, на каких рынках привлекать деньги для валютного кредитования, то мы работаем с инвесторами из стран Азии и рассматриваем возможность привлекать деньги там", - говорит Русанов.

Плюсы и минусы сейчас и потом

В целом эксперты полагают, что девальвация является скорее злом для банковской системы. Впрочем, они приводят разные аргументы относительно негативного влияния обесценения рубля, а также видят и некоторые плюсы. Международное агентство Fitch Ratings считает, что недавнее резкое снижение курса рубля увеличило давление на кредитоспособность российских банков, однако для большинства банков риски, связанные с рублем, должны быть управляемыми. Прямые риски ограничены, так как уровень валютного кредитования является умеренным, а валютные позиции в основном закрыты, отмечают аналитики агентства.

"Мы выдаем кредиты в валюте только клиентам, основная часть выручки которых формируется в иностранной валюте. При этом дальнейший рост кредитного портфеля банка мы планируем преимущественно за счет кредитов в рублях", - заверил Русанов из Газпромбанка.

По его словам, девальвация рубля приведет к досозданию резервов по кредитам в иностранной валюте у некоторых кредитных организаций, а также увеличению "бумажных" убытков от переоценки резервов по валютным кредитам на балансах российских банков. Однакопо мере улучшения экономической ситуации значительная часть созданных резервов может быть восстановлена и станет источником прибылей банков в посткризисные годы.

Аналитик Росбанка Кошелев полагает, что в краткосрочной перспективе эффект от валютного шока будет скорее нейтральным, тогда как в среднесрочной и долгосрочной перспективе сулит проблемы. "Депрессивный настрой потребителей и инвесторов снижает текущее потребление, сдерживая рост доходов в экономике в целом. В этой связи и рядовые потребители, и компании могут столкнуться с риском обслуживания собственного долга, что для банков станет поводом для повышения требований к заемщикам, и ростом потребности в дополнительном капитале", - отмечает он.

По мнению Михайлова из Абсолют банка, при незначительном ослаблении рубля положение экспортеров и экономики в целом может улучшиться за счет роста конкурентоспособности на внешнем рынке, однако значительная девальвация рубля вряд ли приведет к выигрышу. "У частных заемщиков в структуре потребления достаточно большая доля импортных товаров, которые станут дороже. Часть заемщиков не сможет продолжать выплачивать или брать новые кредиты у банков. С точки зрения банковской системы девальвация - негативный процесс, так как снижается доверие со стороны клиентов, что может спровоцировать отток средств", - отмечает эксперт.

"Резкое движение на валютном рынке - это всегда дополнительные риски, в том числе и для финансового сектора. В долгосрочном плане более высокие ставки, которые транслируются ЦБ в том числе на фоне слабого рубля, могут замедлить рост и экономики, и финансового сектора", - полагает Савченко из Нордеа банка.

В свою очередь, Теплоухов из банка "Санкт-Петербург" указывает, что краткосрочно девальвация сказывается на объемах привлечения пассивов банка и на их стоимости, так как население и компании стремятся защитить средства и переводят их в валюту, при этом они согласны размещать их средства только под повышенную ставку. В то же время, ставки кредитования банкам повышать крайне сложно, поскольку предприятия находятся под давлением затухающей экономики и предъявляют более низкий спрос на кредиты. "Это приводит к снижению процентной маржи банков и, соответственно, к снижению прибыли", - отмечает он.

В долгосрочном периоде, по мнению специалиста, девальвация может сказаться на банках позитивно, но только в случае, если определенные отрасли промышленности смогут нарастить производство в результате импортозамещения. Это расширит возможности банков в кредитовании экономики и позволит им заработать. Однако импортозамещение не может произойти одномоментно, это займет определенное время, так как требует от компаний осуществления инвестиций в основные фонды.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });