G20: отсутствие плохих новостей станет самой хорошей новостью для России

Аналитики считают, что саммит G20 в Брисбене закончится "разочарованием", ведь "двадцатку" сейчас как никогда раздирают противоречия из-за геополитических проблем

G20: отсутствие плохих новостей станет самой хорошей новостью для России
Фото: Reuters

Москва. 14 ноября. INTERFAX.RU - Мировая экономика в настоящее время находится не в лучшей форме и постоянно буксует, поэтому можно было бы ожидать, что на саммите G20, который состоится 15-16 ноября в австралийском городе Брисбене, будут в основном обсуждаться методы ее оживления. Ведь именно для того, чтобы решать экономические проблемы в глобальном масштабе, "двадцатка" и начала собираться шесть лет назад, в кризисный 2008 год.

И хотя глобальных изменений в устройство мировой экономики эти встречи не внесли, их участники все же обсуждали экономические проблемы, стараясь избежать политических разногласий. Так было, однако на ноябрьском саммите G20 в Брисбене, скорее всего, некоторые вопросы будут носить явный политический характер, считают аналитики, опрошенные агентством "Интерфакс".

Саммит G20 потребует существенных усилий: Брисбен будет фактически закрыт на два дня, вложения составят сотни миллионов долларов, 20 лидеров ведущих мировых держав оставят все прочие дела ради этой встречи и отправятся в Австралию - практически на край света. Тем обиднее будет, если это мероприятие не принесет существенных результатов, пишет The New York Times.

По мнению опрошенных "Интерфаксом" экспертов, никаких судьбоносных решений на G20 принято не будет, при этом отсутствие плохих новостей с саммита станет самой хорошей новостью для России. Более того, аналитики по всему миру считают, что именно этим - разочарованием - дело и закончится. Премьер-министр Австралии Тони Эббот в выступлении перед началом мероприятия пообещал, что "этот саммит будет посвящен реальным результатом, а не громким словам".

Однако если уж "двадцатка" с трудом приходила к консенсусу в более благоприятных обстоятельствах, то сейчас, когда ее раздирают противоречия из-за конфликта на Украине, военных действий на Ближнем Востоке и территориальных споров в Азии, сложно поверить в более успешный исход.

Не было бы хуже

"Скорее всего, по итогам саммита, инвесторам реагировать будет не на что. Конечно, если не будет обострения конфликта между Россией и Западом. Надеюсь, что на саммите не будут звучать угрозы об ужесточении санкций в отношении России или ее дальнейшей изоляции", - сказал главный стратег инвестиционной компании "Уралсиб Кэпитал" Вячеслав Смольянинов.

По его мнению, в настоящее время никто не настроен вступать в длительный открытый диалог с Россией, так как ситуация на Украине по-прежнему сложная и говорить, собственно, не о чем. "Ужесточать санкции, скорее всего, пока не будут, так как уже введенные ограничения по-прежнему действуют и достаточно ощутимы для экономики России", - добавил Смольянинов.

Аналитики Raiffeisenbank также не ждут, что экономические санкции против России будут расширяться в ближайшее время. "Для принятия жестких санкций требуется получение согласия всех 28 стран Евросоюза, чего будет нелегко добиться, учитывая те негативные экономические последствия санкций, которые некоторые страны ЕС уже ощутили на себе", - пишут аналитики Raiffeisenbank в обзоре.

В то же время главный экономист RBS по РФ и СНГ Татьяна Орлова ожидает, что для России саммит G20 будет "жестким мероприятием". "Скорее всего, будет много критики в адрес России. Между тем объявлений об ужесточении санкций против России на "двадцатке" я не ожидаю. Это не то мероприятие, и объявление каких-либо санкций со стороны Евросоюза не входит в его формат. Интересно будет посмотреть, какая обстановка будет на G20, не будет ли она напоминать времена "холодной войны", - сказала Орлова.

"Саммит G20 даст возможность еще раз провести двусторонние встречи между главами государств, обсудить вопрос Украины, "сдвинуть лед" в отношениях между Россией и Западом, однако у меня по поводу всего этого очень сдержанные ожидания. Уже был саммит АТЭС в Пекине, который показал, что пока никаких изменений в отношении Запада к России нет", - подчеркнул главный экономист финансовой группы "БКС" Владимир Тихомиров.

На кону стоит рост мировой экономики

Отсутствие громких решений по итогам саммита станет не только дипломатическим поражением США и России, Китая и Японии, Германии и Франции. Без скоординированной экономической политики (а изначально именно в этом была основная задача встреч в таком формате) миру может грозить дальнейшее ослабление роста в ближайшем будущем.

По словам экс-заместителя главы Международного валютного фонда Джона Липски, брисбенский саммит станет переломным моментом для G20. Если и на этот раз главы крупнейших государств не договорятся о конкретных мерах, мир усомнится в их способности сотрудничать в целях общего процветания. "Как это бывает на таких саммитах, будут объявлены соглашения по всем основным вопросам повестки дня. Что предстоит узнать, так это будет ли конкретика заслуживать доверия, получат ли эти темы достаточно сильную политическую поддержку со стороны лидеров G20", - отметил Липски.

Глава МВФ Кристин Лагард в прошлом месяце выразила опасение, что мировая экономика застыла в состоянии "новой посредственности". Вслед за ней с похожими заявлениями выступила Организация экономического сотрудничества и развития, отметив, что мировой ВВП растет с очень слабой скоростью, и глава Минфина США Джейкоб Лью, сказавший, что "мир не может себе позволить "потерянное десятилетие" в Европе".

Тем временем министр финансов Австралии Джо Хокки не стал присоединяться к хору пессимистов и попытался успокоить рынки, сказав, что если рассматривать ситуацию в целом, мир "испытывает самый резкий подъем в истории человечества".

Помимо общих мер, направленных на улучшение мирового роста, Австралия предложила активизировать усилия в сфере инфраструктурных инвестиций с упором на финансирование в частном секторе. Центр обмена информацией о потенциальных проектах, как ожидается, будет базироваться в Сиднее.

Кроме того, главам государств G20 предстоит рассмотреть вопросы либерализации мировой торговли, деофшоризации, регулирования финансового сектора, реформирования МВФ и климата.

Экономика в заложницах у политики

"В настоящее время ситуация в мире очень неоднозначная, поэтому я не ожидаю как-либо значимых и прорывных решений. Более того, несмотря на то, что, по сути, на саммите G20 все же должны обсуждать экономические вопросы, ноябрьская встреча будет в значительной степени политизирована", - сказал главный экономист Sberbank CIB Евгений Гавриленков.

В то же время тем для обсуждения экономических проблем в мире в настоящее время предостаточно, но политические разногласия еще сильнее мешают странам - и без того с очень разными интересами и целями - прийти к консенсусу.

"Из-за высокой геополитической напряженности в мире в целом рост мировой экономики в 2014 году оказался не таким высоким, как ожидалось. Сейчас исключение составляют, пожалуй, только США. Там сейчас ситуация в экономике выправляется, при этом в Европе пока все только ухудшается. Обмен мнениями, кончено, важен, однако, как показывает практика, каких-то судьбоносных решений на саммите G20 не принимается. В "двадцатку" входит слишком много стран с очень противоречивыми интересами, поэтому по очень многим вопросам достигнуть консенсуса не получается. В целом, по итогам саммита я не ожидаю какого-то прорыва, будет хождение по кругу и никаких существенных решений", - полагает Гавриленков.

Пожалуй, практически единственной темой саммита, в обсуждении которой может быть прогресс, станет деофшоризация мировой экономики, так как бюджеты трещат по швам и необходимо искать дополнительные источники доходов. "В деофшоризации в настоящее время заинтересованы все страны G20, и это понятно. Если бы собралась "G20 офшоров", они бы тоже были единогласно, но только против деофшоризации, а не за нее. Когда есть единодушие, скорее всего, будет и прогресс", - считает главный стратег инвестиционной компании "Уралсиб Кэпитал" Смольянинов.

"Просто это оказывалась общая тенденция, так как бюджеты многих стран из-за кризиса оказались под большим давлением. Правительства всех стран заинтересованы в закрытии лазеек для ухода от налогов, а кризис это желание еще больше усилил", - отметил главный экономист БКС Тихомиров.

Валютные войны и реальные "горячие точки"

Одним из основных вопросов, волнующих членов G20, остается регулирование валютных курсов. Ответственные лица Японии, еврозоны и Великобритании стремятся увеличить доходы от экспорта путем действий или заявлений, способствующих снижению курсов национальных валют. По мнению аналитиков ОЭСР, в мире существует высокая вероятность "существенной нестабильности и волатильности валютных курсов". Саммит, на котором соберутся представители крупнейших экономик мира, как раз является подходящей площадкой для обсуждения данного вопроса, однако можно с почти 100%-ной уверенностью сказать, что его итогом станет очередное расплывчатое заявление с жалобами на повышенную волатильность и непредсказуемые колебания валют, пишет экономический обозреватель Financial Times Крис Джайлс.

Представители G20 также станут обсуждать растущие свидетельства протекционистской политики государств, угрожающей росту внешней торговли в мире, которая является одним из важнейших двигателей увеличения производительности труда и повышения качества жизни. Громкие слова о торговле и возобновлении переговоров в Дохе являются непременными составляющими всех протоколов заседаний "двадцатки", и нет оснований полагать, что предстоящий саммит станет особенным. Однако, как это неоднократно случалось ранее, мировые лидеры с легкостью забудут их по возвращении домой.

По мнению обозревателей, особняком на саммите G20 стоят две темы: отношения с Россией и проблема Эболы. Этих вопросов нет в официальной повестке дня, но обойти их вниманием будет невозможно, отмечает агентство France Presse.

Нефть, нефть, нефть

Как-то повлиять на нефтяные котировки саммит G20, скорее всего, не сможет, считают аналитики. По их мнению, заседание ОПЕК или решение по Ирану для рынка нефти намного важнее.

"Тему нефти, возможно, на саммите поднимут, так как это вопрос для всех важный. Однако я не ожидаю, что эта встреча даст какие-то сигналы нефтяному рынку. Вот, например, заседание ОПЕК или решение по Ирану могут значительно повлиять на нефтяные котировки", - сказал аналитик Альфа-банка по нефтегазовому сектору Александр Корнилов.

"Бразилия, Индонезия, Мексика, Россия, Саудовская Аравия - это те страны из G20, бюджеты которых в значительной степени зависят от цен на нефть. Получается, пять против пятнадцати, которым низкие цены на нефть не мешают и даже выгодны. Более того, есть разногласия и внутри пятерки, поэтому, скорее всего, даже если вопрос о нефти и будет поднят, что маловероятно, консенсуса не будет", - полагает Тихомиров.

Просто поговорить

"G20 - хорошая площадка для обмена мнениями, но не больше. В рамках "двадцатки" страны могут высказать свои пожелания, но именно только пожелания, так как отдавать часть своей юрисдикции международной организации никто не захочет. И это понятно, кто захочет отдать часть своего суверенитета? Более того, наличие значительных разногласий по многим вопросам между странами или регионами затрудняет принятие каких-либо значимых решений", - полагает главный экономист БКС Тихомиров.

То, что обмен мнениями важен, отмечает и главный экономист Sberbank CIB, отмечая при этом, что, как показывает практика, каких-то судьбоносных решений на саммите G20 не принимается. "В G20 слишком много стран с очень противоречивыми интересами, поэтому по очень многим вопросам достигнуть консенсуса не получается. Отмечу, что я не считаю саммит G20 бесполезным. Например, в рамках "двадцатки" во время последнего экономического кризиса обсуждались общие правила реформирования финансовой системы с целью повышения ее прозрачности", - сказал Гавриленков.

При этом он выразил надежду, что когда-нибудь саммит G20 оправдает свое существование. "Когда-нибудь, когда возникнет что-то более предметное и потребуется принять решение, именно дискуссии в формате G20 помогут его разработать. Когда на "двадцатке" идет поиск концептуальных решений, а не технических, эффективность встреч выше", - сказал Гавриленков.

Эббот идет к успеху

Австралийский саммит G20 - звездный час премьер-министра страны Тони Эббота, считают политические обозреватели как в самой Австралии, так и за ее пределами.

До прихода к власти Эббот не слишком интересовался вопросами внешней политики, но теперь все изменилось: премьер ищет любые возможности закрепиться на международной арене как для своей страны, так и для себя лично. "Заняв этот пост, Эббот стал глобалистом и перестал быть сторонником исключительно региональной политики", - отмечает директор института Лоуи Майкл Фуллилав.

В основе его стремления к международному успеху лежат как внутриполитические проблемы Австралии, так и непредвиденные события, которые превратили страну в одну из основных площадок мировой политики.

Европа, Великобритания и США в последние месяцы особо оценили жесткую позицию Эббота и министра иностранных дел его правительства Джули Бишоп в отношении России в связи с украинским кризисом и крушением самолета Malaysia Airlines, где в числе погибших были 26 граждан Австралии.

Накануне брисбенского саммита Эббот вновь пообещал заставить президента РФ Владимира Путина ответить на неприятные вопросы о судьбе малазийского самолета.

Новости

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });