Доля "Яндекса" на рынке интернет-поиска опустилась ниже 60%
Доля Google на российском рынке выросла до 31,7%. В "Яндексе" тенденцию объяснили усилением конкуренции, в том числе и на мобильных устройствах
Москва. 11 ноября. INTERFAX.RU - Доля "Яндекса" на российском рынке интернет-поиска в первую декаду ноября упала ниже 60%, до 59,5%, следует из статистики ресурса Liveinternet. Это произошло впервые за последние четыре года.
В последние год-два доля российского поисковика медленно уменьшалась. При этом доля основного конкурента "Яндекса" - Google также медленно росла и за первую неделю ноября увеличилась до 31,7%, отмечают в Liveinternet.
"Liveinternet не первый раз показывает снижение в 1-2% доли переходов с "Яндекса" на внешние сайты", - заявили "Интерфаксу" в пресс-службе "Яндекса".
"Изменения зачастую объясняются усилением дистрибуции на разных платформах, - отметила пресс-секретарь "Яндекса" Ася Мелкумова. - Как, например, влияет конкуренция браузеров: растет Chrome, где доля "Яндекса" ниже, чем во всех остальных браузерах, с другой стороны, потери от Chrome частично компенсируются ростом "Яндекс.Браузера". В то же время усиливается конкуренция на мобильных устройствах: большинство смартфонов на Android распространяются с предустановленным Google, однако многие пользователи самостоятельно устанавливают "Яндекс" поиском по умолчанию - по нашей оценке, это помогает нам удерживать долю на Android в 47%. При этом наша доля на iOS продолжает расти".
Также, по словам Мелкумовой, незначительно снизить переходы с поисковой системы на внешние сайты могло расширение функционала самого поиска. "Часто ответ появляется прямо в результатах поиска - и тогда переход на другой сайт или сервис "Яндекса" не обязателен, поскольку пользователь сразу получает решение своей задачи", - сказала она.
В компании отмечают, что колебания доли переходов с "Яндекса" на внешние сайты не оказывают влияния на финансовые показатели. С начала года рекламная выручка "Яндекса" растет быстрее темпов роста интернет-рекламы в России. "По данным АКАР, за 9 месяцев 2014 года интернет-реклама выросла на 20%, в том числе контекстная реклама на 28%, а медийная реклама снизилась на 2%. За тот же период рекламная выручка "Яндекса" выросла на 33%, контекстная реклама на 36%, а медийная реклама увеличилась на 6%. При этом "Яндекс" повысил нижний порог прогноза роста выручки в 2014 году с 25-30% до 27-30%", - заявила пресс-секретарь "Яндекса".
Борьба с Google
В истории "Яндекса" падение доли рынка ниже 60% уже отмечалось. Так, если в январе 2007 года доля компании составляла, по данным Liveinternet, 58,1%, то к марту следующего года снизилась до 53,5%. Однако затем "Яндекс" переломил ситуацию, и в январе 2009 года его доля выросла до 56,4%, а год спустя достигла 60%, а затем и 63%.
Однако уже в 2011 году Google занялась восстановлением позиций. Компания увеличила свой рекламный бюджет в России и стала активно его тратить, в том числе на трансляцию роликов на телевидении (продолжает это делать и в настоящее время - ИФ).
В ответ "Яндекс" в 2012 году выпустил собственный "Яндекс.Браузер", который интегрирован со всеми сервисами компании. Кроме того, "Яндекс" наладил сотрудничество с Apple, которая добавила в своем браузере Safari российский поисковик в число устанавливаемых "по умолчанию".
Фактически два года ситуация на рынке интернет-поиска не менялась - незначительные колебания компании объясняли сезонными флуктуациями.
По данным Liveinternet, Google Chrome - наиболее популярный браузер у российских интернет-пользователей: его доля медленно растет и в октябре составила 26,1% (26,3% за первую неделю ноября и 24% годом ранее). Доля "Яндекс.Браузера" за последний год выросла на 1,1 п.п., до 7%.
Как считать пользователей
Помимо Liveinternet, российский рынок интернет-поиска оценивают и другие компании. В частности, Mail.ru, поисковик которой в настоящее время занимает 6,5% рынка против 8,6% годом ранее.
По собственной оценке Mail.ru ("Рейтинг@Mail.ru"), ситуация на рынке интернет-поиска выглядит несколько иначе. Доля поиска Google на российском рынке за ноябрь составила 28%, доля "Яндекса" - 62%, а собственно "Поиска@Mail.ru" - 6%.
Ранее уже отмечались значительные расхождения интернет-проектов, в том числе поисковиков, различными "учетными" системами. Например, LiveInternet считает уникальных посетителей сайтов по выдаваемой браузеру специальной метке (cookie). Соответственно, если браузер не принимает cookies, то в учете посетителей он не участвует. В RamblerTop100 посетители также определяются по cookies, но если браузер не принимает cookies, то посетитель тоже считается, но уже по IP-адресу.
К основным причинам несоответствия показателей в рейтинговых системах LiveInternet относит размещение счетчиков на разных наборах страниц. Также различия могут быть из-за разных систем учета - по счетчику и по анализу логов сервера. Здесь разница возникает по причине того, что не каждый запрос к серверу приходит от "реального" браузера - это может быть и робот поисковой системы, который "счетчиковой" системой не учитывается.
"Ни один из способов определения посещаемости не может быть истиной в последней инстанции и даже не позволяет определить нижнюю и верхнюю границы реальной посещаемости (главным образом потому, что трудно определить, что же такое "реальная посещаемость")", - отмечается в материалах LiveInternet.
"Расхождение в несколько процентов (с данными Liveinternet - ИФ) вызвано разными сайтами, на которых установлены счетчики, разными правилами формирования отчетов и прочими непринципиальными техническими деталями", - сказал "Интерфаксу" директор по информационным технологиям Mail.ru Group Алекандр Горный.