Улюкаев снова выступил за корректировку "бюджетного правила"
Москва. 25 августа. INTERFAX.RU - Министр экономического развития Алексей Улюкаев снова поднял вопрос о целесообразности корректировки "бюджетного правила". Свое мнение Улюкаев изложил в статье, опубликованной в понедельник в газете "Ведомости".
Министр отмечает, что новые геополитические обстоятельства, в том числе ответные санкции по ограничению импорта и необходимость импортозамещения позволяют опять реанимировать обсуждение темы с "бюджетным правилом".
"Настоящий момент представляется как никогда удачным для наиболее эффективных вложений в развитие страны. С введением ответных санкций по ограничению импорта мы получили уникальную возможность развивать важнейшие отрасли, такие как сельское хозяйство и переработка пищевых продуктов. Программы субсидирования аграриев, страхования и совместного частно-государственного финансирования строительства предприятий, способных обеспечить полноценное импортозамещение, требуют значительных средств", - полагает Улюкаев.
"Эти обстоятельства вновь поднимают вопрос о том, так ли правы мы в своем стремлении сохранить бюджетное правило - основу фискальной политики страны, пережившей несколько интерпретаций", - вновь поднимает тему "бюджетного правила" министр экономического развития.
Издание напоминает, что еще в начале июля президент РФ Владимир Путин на встрече с Улюкаевым поставил точку в обсуждении этого вопроса, заявив что необходимости в изменении правила сейчас нет.
Улюкаев в своей статье отмечет, что "в дискуссиях о бюджетном правиле мы чаще обращали внимание на то, что оно предполагает аккумуляцию резервов в случае благоприятной мировой конъюнктуры на рынке нефти". "Предполагалось, что, сглаживая цикличную динамику нефтяных цен, бюджетное правило, таким образом, является хорошим механизмом проведения контрцикличной государственной политики", - напоминает министр цель введения "бюджетного правила".
"Однако сейчас видно, что этот механизм перестает полностью нас удовлетворять. Мы лишились возможности стимулировать экономику с помощью фискальной политики в момент, когда наше состояние близко к рецессии. Когда необходимо активизировать меры, направленные на смягчение негативных последствий от роста геополитической напряженности", -считает министр экономического развития.
При этом он подчеркивает, что балансировка бюджета через увеличение налогов - "самый нежелательный сценарий для страны в настоящий момент".
"Во-первых, уровень налогов - это важнейшая часть социального контракта государства и общества. В начале нового политического цикла было объявлено о решении не увеличивать налоговое бремя. Три месяца назад это решение было подтверждено в "Основных направлениях налоговой политики на 2015 г. и плановый период 2016-2017 гг.", теперь это обязательство дезавуируется. Во-вторых, эффект для бюджета от увеличения налогов может оказаться существенно ниже ожиданий, что не позволит решить задачи балансировки бюджета, но окажет депрессивное воздействие на экономическую активность хозяйствующих субъектов и, как следствие, может привести к фактическому снижению налоговых поступлений. В-третьих, состояние российской экономики, балансирующей между стагнацией и рецессией, по сути, исключает рост налогов из области допустимых решений", - описывает Улюкаев негативные последствия от возможного повышения налоговой нагрузки.
Он отмечает, что "дополнительный 1% роста экономики обеспечивает финансовую систему 200-300 млрд руб. дополнительных доходов, и это только прямой эффект". "Выбор, который стоит перед нами, - довольствоваться малым и надеяться на приемлемую внешнеэкономическую конъюнктуру на долгие годы или активно работать над обеспечением необходимых темпов социально-экономического развития страны", - описывает текущую развилку министр.
Улюкаев напоминает, что уровень государственного долга сейчас крайне низкий - менее 11% ВВП.
"Консервативная позиция заключается в том, что мы безответственно расшатаем устойчивость бюджета его увеличением. При вложении большого объема инвестиций в реформирование институтов и жизненно важные отрасли инфляция вырастет, что приведет к ухудшению кредитного рейтинга страны. Если упадет кредитный рейтинг, то мы не сможем привлекать дешевые деньги через западные финансовые инструменты. Но, с одной стороны, учитывая новые реалии, связанные с обострением геополитической ситуации, мы и не планируем этого в ближайшем времени. Если проанализировать эффект последнего пакета секторальных санкций на российские государственные банки, станет понятно: ни один из них как минимум в ближайший год и так не сможет привлекать длительный долговой капитал на Западе", - описывает министр бессмысленность с его точки зрения сохранения жесткого "бюджетного правила".
По его мнению, увеличение предельного уровня расходов бюджета "может позволить при глубоком анализе его структуры провести ее балансировку и направить ресурс на так называемые производительные статьи расходов".
При этом Улюкаев отмечает, что "при сведении бюджета с повышением дефицита (например, до 2% ВВП) важно оптимально планировать источники средств его финансирования".
"В случае привлечения средств только с внутреннего рынка может возникнуть "эффект вытеснения" - снижаются ресурсы для банковского кредитования и инвестирования в корпоративные облигации. Однако выпуск облигаций федерального займа увеличивает объем залоговых бумаг, что позволяет Банку России расширить рефинансирование. Безусловно, Банк России может активизировать операции на открытом рынке, увеличивая свой баланс за счет приобретения риска по суверенному долгу с балансов коммерческих банков. Кроме того, необходимо работать по привлечению долгосрочного долгового капитала на Востоке, этот рынок для нас открыт", - поясняет свою позицию министр.
По его мнению, "в настоящий момент государственные средства необходимо направлять в секторы, максимально зависимые от государственных инвестиций".
"Меняется и возрастает роль инновационного сектора экономики (машиностроение, связь, научные исследования и разработки, образование, здравоохранение), что связано с организацией импортозамещающих производств и локализацией выпуска ряда видов продукции. Эти высокотехнологичные производства способны сформировать дополнительный спрос на продукцию российских предприятий, придав импульс и стабильность существующему тренду роста. Представляется, что в сегодняшних условиях дополнительные расходы, направленные на расшивку узких мест в инфраструктуре и производстве, не будут иметь инфляционного эффекта. Наоборот, чтобы сдержать рост цен на продовольствие, нужно в ближайшее время существенно повысить предложение сельхозпродукции, что будет крайне сложно сделать без государственной поддержки", - отмечает Улюкаев.
По его мнению, возможно использование инструмента докапитализации таких институтов развития, как ВЭБ и "Эксар", для поддержки кредитования экономики и несырьевого экспорта.
"Рост экономики на уровне "околонуля" - это не новая экономическая доктрина, а всего лишь упущение бюджетной, монетарной и в целом экономической политики. Ответственно подойдя к запланированному увеличению дефицита бюджета, мы можем обеспечить новый виток прилива экономических сил, что так важно в условиях обострения геополитической обстановки. У нас есть реальная возможность наладить работу ключевых секторов экономики - и так важно ею воспользоваться",- делает вывод в своей статье Улюкаев.