Эта мобильная и живучая отрасль

Даже в тяжелых экономических условиях россияне не откажут себе в удовольствии отдохнуть за рубежом – в этом уверены туроператоры, которые утверждают, что продажи путевок сократятся, но далеко не критично

Эта мобильная и живучая отрасль
Фото: Reuters

Москва. 14 октября. INTERFAX.RU - Жители России уже привыкли отдыхать за границей – вплоть до настоящего момента туристический рынок рос бурными темпами. Как отметил первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса", Россия на сегодняшний день является лидером по количеству выездов туристов за рубеж. Рост выездов российский туристов за рубеж впечатляет. Так, за I полугодие 2008 г. количество таких туристов увеличилось на 27%, в то время как в мире эта цифра в среднем составляет 5%.

В то же время туризм – одна из наиболее чувствительных к кризису отраслей и уже с начала 3 квартала 2008 г. почувствовала на себе негативные процессы, когда из-за резкого роста цен на топливо существенно увеличилась стоимость авиаперелета.

"Если в мае наблюдался рост турпотока, то уже с июня на туристическом рынке началась стагнация", - отмечает гендиректор компании "Капитал-Тур" Инна Бельтюкова. "Впервые за 17 лет на рынке нет туристической компании, которая декларировала бы текущий год как успешный, - добавила она. – Но наиболее остро рынок почувствует влияние кризиса со следующего года - в январе-феврале".

В целом туристическая отрасль пока живет докризисными ценами. По словам Владимира Канторовича, в среднем повышение цен на путевки предстоящего сезона по сравнению с прошлым составит 25-30%, но многое зависит от направления – например, по Франции - на 20%, Израилю – 30%, Вьетнаму (где отныне безвизовый въезд) – 10%. По оценке Инны Бельтюковой, на традиционном для россиян направлении зимнего отдыха - Египте - стоимость туров поднимется на 20-30%, тем не менее, по отдельным направлениям цены вполне могут остаться на уровне прошлого года.

По данным АТОР, в сравнении с прошлым годом перевозка туристов подорожала на 40%. Сейчас цены на нефть падают, но на расценках авиаперевозчиков этот процесс пока не отразился, замечает Владимир Канторович.

По словам участников рынка, кризис заставил туроператоров более взвешенно подходить к вопросам ценообразования на зимний сезон и действовать менее агрессивно, чем ранее, когда ряд компаний поднимал расценки на 70-100% по сравнению с предыдущим сезоном. Но это не означает, что в отрасли будет демпинг цен. Вообще, супернизкие цены уйдут в прошлое, говорят представители туркомпаний: массового характера горящие туры иметь не будут, поскольку на сегодня спрос и предложение на рынке как никогда раньше сбалансированы.

Пока спрос у туристов на зимний сезон очень даже стабилен - некоторые даты по ряду направлений уже закрыты. По словам Инны Бельтюковой, сложилась некая инерция привычек - россияне привыкли отдыхать осенью после наступления холодов и на Новый год. В настоящий момент поступления по выручке идут плановые, а какого-то тотального оттока не наблюдается, рассказывают представители туркомпаний.

Снижение темпов роста отрасли, безусловно, будет, но участники рынка затрудняются давать точные прогнозы. Так, если смотреть по Египту, который является неким индикатором, то объем туристического потока осенью и зимой по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократится на 10-15%, говорит гендиректор "Капитал-Тура". По ее словам, горнолыжные программы в предстоящий сезон будут также успешны, как и раньше. В меньшей степени пострадают и различные экскурсионные программы (например, автобусные туры в Европу).

Более значительным образом кризис отразится на дальнемагистральных направлениях, таких, как Юго-Восточная Азия и страны Карибского региона. Особенно показательно тайское направление - многие сочтут нелогичным и нецелесообразным платить почти тысячу долларов за авиаперелет, чтобы отдохнуть на $300, замечает Инна Бельтюкова. Возможно, теперь таким туристам придется вспомнить старый добрый Египет. Туристы, располагающие низкими бюджетами, вероятно, будут экономить на "звездности" отелей.

А вот состоятельные люди не будут изменять своим привычкам. Вообще, сегмент luxury-туризма пострадает меньше всего. Как заметил руководитель комиссии по

законодательству Ассоциации туроператоров России (АТОР) Алексей Крылов,

индивидуальный туризм останется на уровне прошлого года. "В России примерно 1% населения (1,4 млн человек) зарабатывают от 100 тыс. евро в год и пользуются индивидуальными турами - пояснил он. – Вряд ли они откажутся от поездок в другие страны. Риск здесь невелик из- за прямого бронирования и полетов на регулярных авиарейсах".

В деловом туризме ситуация, напротив, прямо противоположна. В 2009 г. операторы ожидают существенного сокращения корпоративных туров из-за политики оптимизации расходов во многих компаниях. Корпоративному туризму будет сложнее всего сопротивляться финансовому кризису в стране, считает Алексей Крылов. На сегодня существенных изменений на рынке не видно, поскольку все подобные поездки были забронированы и выкуплены компаниями еще в начале года. "Однако компании сейчас формируют бюджет на 2009 г., и мы ожидаем резкого уменьшения числа корпоративных туров",- уточнил представитель АТОР.

По мнению участников рынка, кризис окончательно структурирует российский туристический рынок. Выиграют те, кто прежде всего рассчитывают на собственные ресурсы, хотя туризм в гораздо меньшей степени зависит от заемных средств, чем другие отрасли, в частности строительство. По оценке Владимира Канторовича из 5100 компаний, зарегистрированных в Едином федеральном реестре, только порядка 10% серьезно зависят от кредитных средств.

Также очевидно, что более значительно кризис отразится на массовом туризме в регионах России – позиция федеральных компаний более устойчива. На 2009 г. эксперты предрекают банкротства на туристическом рынке, но в сравнении с другими отраслями их количество будет значительно меньше. Туризм – очень мобильная и живучая отрасль, а российский турист – самый стрессоустойчивый клиент, - говорят участники рынка. И при малейшей стабилизации ситуации, первое, на что предпочтут потратить деньги граждане – так это на собственный отдых.

Обозреватель Наталья Жогова

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });