Кризис и наследство Нобеля

Казалось бы, какое влияние может иметь разгорающийся финансовый кризис на вручение Нобелевской премии. Как выясняется - прямое, причем сказаться оно может уже на лауреатах следующего года

Кризис и наследство Нобеля
Фото: Reuters

Москва. 13 октября. INTERFAX.RU - Пока академический мир ломает копья вокруг того, стоят ли достижения в области экономической мысли Нобелевской премии, экономика готова доказать "первому призыву" Альфреда Нобеля (медицина, физика, химия, литература, политика), что именно она является важнейшей из наук.

Каким бы странным это ни показалось на первый взгляд, большинство фондов, которые существуют по схеме, аналогичной Нобелевскому, хоть и не являются непосредственными участниками финансового рынка, скорее всего ощутят на себе последствия происходящих на нем катаклизмов. Кто-то в большей степени, кто-то - в меньшей. И если на следующий год лауреат Нобелевской премии, к примеру, по физике, обнаружит на своем чеке совсем не впечатляющую сумму, это будет значить, что экономика убедительно доказала свое превосходство.

Неприкосновенный запас

Как правило, фонды не имеют право расходовать средства, которые составляют их так называемый "уставный капитал", чтобы гарантировать свою дальнейшую жизнеспособность. Они также не могут прибегать к финансированию со стороны спонсоров или каких-либо сторонних организаций, дорожа своей независимостью.

В результате, им остается инвестировать собственные средства в различные финансовые инструменты и уже с полученных доходов выплачивать премии, зарплаты своим сотрудниками, организовывать торжественные приемы и осуществлять прочие расходы. Одни фонды управляют средствами самостоятельно (как, к примеру, Нобелевский), другие поручают это различным финансовым институтам (как итальянский Фонд имени Бальцана, средствами которого управляют швейцарские банки).

И если у некоторых организаций размер премии зафиксирован и стабилен, а инвестиционные риски сведены к минимуму, то вознаграждения других находятся в прямой зависимости от того, насколько эффективно осуществляется управление его средствами.

Нобелевская премия

Представитель любого фонда скажет вам, что основными принципами формирования его инвестиционного портфеля являются высокая доходность и низкие риски.

"Согласно уставу, средства фонда должны оставаться нетронутыми и содержаться в самых надежных валютах, на которые не наложено никаких ограничений, - поясняет инвестиционную политику Фонда имени Бальцана, каждая из четырех ежегодных премий которого составляет 1 млн швейцарских франков, председатель совета директоров фонда Ачилле Казанова. - Как следствие, швейцарские банки, которым поручено управление активами, должны придерживаться консервативной инвестиционной политики".

В таком же ключе характеризует правила управления активами и заместитель исполнительного директора Фонда Нобеля Эке Альтеус.

"Управление активами фонда, размер которого в настоящее время составляет около $550 млн, нацелено на достижение довольно высокой доходности, необходимой для обеспечения финансовой базы Нобелевских премий и гарантий независимости комитетов, назначающих лауреатов, - отмечает Э.Альтеус. - В принципе, фонд хорошо контролирует риски, инвестируя средства в хорошо диверсифицированный и сбалансированный портфель".

Действительно, по итогам прошлого года инвестиции фонда показали стабильный доход. Судя по информации, размещенной на сайте фонда, в прошлом году процентные выплаты и дивиденды с акций принесли ему примерно по 34,5 млн шведских крон. При этом основная доля доходов пришлась на рост стоимости портфельных активов - они составили 239 млн 962 тыс. крон из 295 млн 167 тыс. крон общих доходов, что не удивительно, учитывая, насколько успешным был прошлый год для финансовых рынков.

С доходностью все как будто бы в порядке. Однако как обстоят дела с рисками? Структура вложений Фонда Нобеля, оказавшаяся столь прибыльной в прошлом году, в этом году может иметь для организации печальные последствия, если она не была в срочном порядке пересмотрена (фонд раскрывает структуру вложений только по итогам года).

Основная часть всех инвестированных средств (64%) в 2007 году была вложена в акции компаний, которые уже сами по себе являются высокорискованными активами, при этом наибольшая доля этих вложений пришлась именно на американские бумаги. Всего около 20% фонд вложил в шведские облигации, 12% - поровну в недвижимость и хедж-фонды.

Такое распределение вложений ставит под сомнение тот факт, что в следующем году фонду удастся сохранить размер премий на уровне 10 млн шведских крон (около 1 млн евро), который существует с 2000 года.

Математики могут спать спокойно

Несмотря на то, что математики долгое время не имели своей премии, теперь они, по крайней мере, могут рассчитывать на то, что их вознаграждения не обрушатся вслед за рынками и биржами.

В 2002 году правительство Норвегии учредило Фонд памяти Нильса Хенрика Абеля, который ежегодно присуждает премию за выдающиеся достижения в области математики, сопоставимую по размеру с Нобелевской (6 млн норвежских крон; примерно 717 тыс. евро). В отличие от фонда Нобеля, инвестиционная политика фонда Абеля максимально консервативна, а его средства максимально защищены.

Средства фонда, размер которого составляет 200 млн крон, размещаются в виде кредита правительству Норвегии с процентной ставкой, соответствующей ставке десятилетних правительственных облигаций. Прибыль от размещения попадает в бюджет, а затем в виде гранта перечисляется Норвежской академии наук и письменности.

Таким образом, фонд гарантированно имеет средства на дальнейшее развитие и вручение премий. В случае, если достойного лауреата на вручение премии не оказалось, полученная прибыль направляется на увеличение базового размера фонда.

Минимизация рисков

Израильский фонд Вульфа, присуждающий премии "за достижения в интересах человечества и улучшение отношений между народами" по номинациям: архитектура, химия, математика, медицина, физика и искусство, хотя и не имеет государственной поддержки, но также стремится максимально минимизировать возможные риски, связанные с вложениями средств.

Несмотря на то, что устав позволяет инвестировать до 15% средств фонда размером $15 млн в акции (преимущественно "голубые фишки", желательно с выплатой годовых дивидендов), а также допустимы вложения в денежный рынок (money market), в последние годы он инвестирует только в облигации и продукты, привязанные к ставке LIBOR, с рейтингом не ниже "А-". Ежегодная доходность фонда за последние пять лет составляла около 6%.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });