Ждать ли дешевых автомобилей?

Эксперты не сомневаются, что в сложившихся сложных экономических условиях многие автодилеры пойдут на привлекательные для покупателей акции, чтобы сохранить устойчивый спрос

Ждать ли дешевых автомобилей?
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 13 октября. INTERFAX.RU - С начала сентября объемы продаж иномарок в России стали постепенно ползти вниз. К настоящему моменту автодилеры уже созрели для снижения цен на автомобили. Автомобильные компании, которым на фоне падения потребительского спроса важно избегать затоваривания складов, будут завлекать покупателей разного рода акциями, направленными на стимуляцию спроса, однако речи о распродаже не идет.

Первой ласточкой данного процесса стал официальный дистрибьютор Mitsubishi Motors в России "Рольф Импорт", который объявил в пятницу о снижении цен на автомобили Mitsubishi по всей территории РФ. Генеральный дистрибьютор Mitsubishi принял это решение исходя из оценки текущей экономической ситуации. "Данная инициатива направлена прежде всего на поддержание спроса и финансовой стабильности дилерских центров Mitsubishi", - отмечается в сообщении компании.

Новые цены на модельный ряд Mitsubishi будут действовать с 10 октября до конца года во всех дилерских центрах Mitsubishi Motors в России. Скидки будут варьироваться в пределах 15-120 тыс. руб. Так, на Lancer 1,5 литра снижение цены составит 30 тыс. руб., на Lancer 1,8 и 2,0 литра - 50 тыс. руб., на Colt - 15 тыс. руб., Outlander XL 2,4 с механической коробкой передач - 70 тыс. руб., на Outlander XL 2,4 с автоматикой - 60 тыс. руб., на Outlander XL 3,0 - 90 тыс. руб., на L200 - 60 тыс. руб., на Pajero Sport - 50 тыс. руб., на Pajero как с бензиновым, так и с дизельным двигателем - 120 тыс. руб., на Galant - 70 тыс. руб., на Grandis - 60 тыс. рублей.

Эксперты не сомневаются, что вскоре примеру "Рольф" последуют и другие компании. Дилеры, напрямую зависящие от объемов продаж, уже начали постепенно сокращать издержки и замораживать проекты по развитию бизнеса. В условиях финансового кризиса автокредит стал менее доступным - некоторые банки стали отказываться от предоставления долгосрочных программ кредитования, а остальные повышать ставки. С начала года они выросли на 4-5%, при этом основной рост пришелся на последний месяц – ставки поднялись в среднем на 2-3% и до конца года, по прогнозам экспертов, вырастут еще 1,5-2%. Средняя ставка на сегодня - 14% в рублях, 12% в валюте.

На фоне кризиса темпы снижения спроса на иномарки оказались весьма существенны. По подсчетам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи Mitsubishi в России упали в сентябре на 25% и составили 10 тыс. 85 автомобилей против 13 тыс. 362 за аналогичный период годом ранее. При этом все предыдущие месяцы продажи этой одной из самых популярных марок только росли.

Что примечательно, по итогам сентября в минусе оказалась почти каждая вторая из 25 наиболее популярных в стране моделей автомобилей. В лидерах снижения оказались Chevrolet Lanos и Hyundai Accent, а Ford впервые за несколько лет не попал в первую тройку. Chevrolet Lanos было продано на 35% меньше, продажи Ford Focus сократились на 22%, в минусе оказались также входящие в пятерку лидеров Renault Logan (-15%) и Hyundai Accent (-28%). С минусом оказались результаты у Kia cee‘d (-12%), Daewoo Matiz (-11%), Kia Spectra (-9%), Chevrolet Niva (-9%), Hyundai Getz (-8%), Ford Fusion (-3%), Nissan Almera (-1%). Зато японские производители оказались на коне - почти втрое увеличились продажи Honda CR-V и Honda Civic, более чем в два раза - Nissan Qashqai и Toyota Corolla.

В целом, за 9 месяцев текущего года продажи иномарок в России выросли на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. и составили 1,61 млн авто. При этом темпы роста продаж постепенно снижались несколько месяцев, а в сентябре, несмотря на ожидаемое традиционное оживление продаж, их рост составил всего 22%, или в 1,7 раз меньше, чем годом ранее.

Неудивительно, что автопроизводители стали пересматривать свои планы по развитию бизнеса, хотя казалось бы совсем недавно они буквально лучились от оптимизма, а эксперты рассуждали о 3,5-3,8 млн проданных автомобилей к концу нынешнего года. Если раньше на фоне огромного спроса желаемый автомобиль некоторым покупателям приходилось ждать долгие месяцы, то теперь продавец в большей степени будет заинтересован в привлечении автолюбителей. Хоть в чем-то от кризиса польза, скажет иной автомобилист. Но пока речь идет о скоплении товарных остатков на складах дилерских центров, которые надо продать пока рынок, как говорится, "не загнулся".

"На текущий момент это разовая акция, направленная на привлечения внимания потребителей", - констатирует Михаил Лямин из "Банка Москвы". Бороться за потребителя придется и другим дилерам.

Если ранее ежегодный прирост по иномаркам составлял 60%, то по итогам этого года, по прогнозу "Банка Москвы", он выйдет на рост в 20%-30%, а в следующем году в лучшем случае рост составит 50-10%. Кирилл Таченников из БД "Открытие" говорит о темпах роста близких к нулю.

Не исключено, что при таких темпах роста производители могут начать снижать цены на автомобили, тем не менее, в более долгосрочной перспективе Россия останется перспективным рынком для автопроизводителей. Пока же зарубежные производители, в том числе Ford и Renault, скорее всего, пересмотрят свои прогнозы по уровню производства до стабилизации спроса. Для тех автопроизводителей, которые строят в России свои заводы, выход на предельные мощности производства автомобилей будет отсрочен.

Вполне возможно, что часть потребителей в дальнейшем будет переключаться на более дешевые автомобили, а российский "АвтоВАЗ" может от этого выиграть. Но в ближайшей перспективе отечественного автопроизводителя ждет снижение продаж. В конце прошлого года "АвтоВАЗу" за счет грамотной маркетинговой политики удалось достичь неплохих результатов (среднемесячный темп роста – 20% и более). По итогам года было продано 663,5 тыс. авто. По итогам текущего года, по словам Михаила Лямина, в лучшем случае снижение объемов продаж в физических показателях составит 1,5%-2%, однако в финансовом плане картина будет менее радужной, т.к. "АвтоВАЗ" начинает стимулировать продажи методом сдерживания цен.

Обозреватель Наталья Жогова

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });