"КИТ" выбросился на РЖД и "АЛРОСу"

Новыми владельцами инвестиционного банка "КИТ Финанс" стали "Алроса" и РЖД вместо связки "Лидер"-Газпромбанк, которая, как предполагалась станет покупателем проблемного актива

"КИТ" выбросился на РЖД и "АЛРОСу"
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 9 октября. INTERFAX.RU - История со спасением инвестиционного банка "КИТ Финанс", тянувшаяся около трех недель, в среду совершила неожиданный зигзаг: вместо связки "Лидер" - Газпромбанк, покупателем проблемного актива выступил совершенно другой консорциум.

Новыми владельцами "КИТа" стали компании, которые объединяет, пожалуй, только близость к государству. Обязательства на несколько миллиардов долларов достались инвестиционной группе "АЛРОСА", подконтрольной одноименной алмазной монополии, и "Российским железным дорогам".

Первая ласточка

О трудностях "КИТ Финанса" стало известно в середине сентября, когда масштаб проблем на финансовом рынке еще был не столь очевиден и казалось, что жертвами кредитного и фондового коллапса падут лишь отдельные неудачливые игроки.

Рынок недолго кормился одними лишь слухами. Уже 16 сентября стало известно, что "КИТ" не исполнил обязательства по сделкам РЕПО на 5-7 млрд рублей.

На следующий день "КИТ Финанс" сообщил, что он находится на финальной стадии переговоров с УК "Лидер" о приобретении компанией контрольного пакета акций банка и что сделка будет осуществлена при кредитной поддержке Газпромбанка и ВТБ. Газпромбанк, в свою очередь, заявил, что обеспечит для "КИТа" объем рефинансирования, необходимый для исполнения обязательств перед клиентами. Наконец, "Лидер" подтвердил переговоры с акционерами "КИТ Финанса" о выкупе до 100% акций банка и сообщил, что они "находятся в стадии согласования технических деталей".

"КИТ" вряд ли можно назвать системообразующим финансовым институтом - по итогам первого полугодия он замкнул тридцатку крупнейших банков РФ по активам, но его проблемы вызвали живое участие высокопоставленных чиновников. "По информации от руководства банка, у них достаточно активов, по которым они сейчас завершают переговоры по продаже и мобилизации необходимых средств. Кроме того, они сообщили, что сейчас ведут переговоры со стратегическим инвестором о вхождении в капитал. Я думаю, эти меры позволят стабилизировать работу этого банка", - заявил 17 сентября вице-премьер, глава Минфина (по совместительству - председатель наблюдательного совета АК "АЛРОСА") Алексей Кудрин.

Однако время шло, Газпромбанк предоставил "КИТу" 22,5 млрд рублей на выполнение обязательств, увеличив затем кредитную линию до 30 млрд рублей, а "технические детали" покупки акций так и оставались несогласованными. Перспективы перехода "КИТа" под крыло "Лидера" становились все более туманными.

Союз алмазов и шпал

Судьба "КИТа" прояснилась в среду вечером: консорциум инвесторов в составе ОАО "Инвестиционная группа "АЛРОСА" и ОАО "РЖД" подписал соглашение о приобретении 90% акций банка.

Как сообщил "КИТ", новые акционеры выступают в качестве финансовых инвесторов и готовы в будущем оказывать необходимую поддержку в виде инвестиций в капитал банка, размещения средств, а также использовать другие формы сотрудничества.

После завершения сделки доля ИГ "АЛРОСА" и РЖД в капитале банка составит по 45%, прочих акционеров - 10%. В настоящее время соответствующие документы по сделке направлены на согласование в регулирующие органы.

Приобретение акций банка означает для консорциума получение контроля над группой "КИТ Финанс", включающей также инвестиционную компанию "КИТ Финанс", компании "КИТ Финанс Страхование", а также долю в СП с международной инвестиционной компанией Fortis Investments.

"Все компании-члены консорциума акционеров являются давними клиентами "КИТ Финанс", хорошо знакомы с бизнесом и менеджерами банка. Благодаря этому прошедшие переговоры в достаточно короткий срок позволили сформировать консорциум и согласовать условия сделки", - сказал генеральный директор "КИТ Финанс" и бывший основной бенефициар группы Александр Винокуров, процитированный в сообщении.

Мотивы, которые двигали новыми инвесторами "КИТа" в этой сделке, в сообщении освещены достаточно бегло.

"Мы приняли предложение о приобретении пакета акций, так как считаем, что при таком консорциуме инвесторов у группы "КИТ Финанс" есть хорошие перспективы. Приобретение акций банка сейчас не требует от нас каких-либо существенных финансовых расходов. В то же время мы, безусловно, готовы инвестировать средства в "КИТ Финанс" и сотрудничать с группой" - заявил старший вице-президент РЖД Федор Андреев.

"Сейчас мы уверены в том, что бизнес "КИТ Финанс" способен развиваться и приносить акционерам прибыль", - сказал, в свою очередь, генеральный директор ИГ "АЛРОСА" Игорь Прохоренко.

За пригоршню долларов

Цена сделки в сообщении не раскрывалась. А.Винокуров заявил лишь, что для прежних акционеров "КИТ Финанса" главной целью заключения сделки стало обеспечение интересов клиентов, поэтому сумма сделки в этом случае была "несущественным условием".

Насколько несущественным было это условие, стало известно чуть позже: осведомленный источник сообщил "Интерфаксу", что за 90% акций "КИТа" покупатели заплатили 100 рублей, то есть около $4. Это однозначный антирекорд российского рынка, если, конечно, не принимать во внимание утверждения бывшего владельца "Евросети" Евгения Чичваркина, который упорно называет в качестве суммы сделки по продаже его компании 3 копейки. ВЭБу, призванному спасать от финансовых проблем Связь-банк, пришлось заплатить намного больше - до 5 тыс. рублей.

Мировой финансовый кризис сделал "символические" продажи обыденными. Достаточно вспомнить историю обанкротившегося Lehman Brothers - его бизнес в Европе и на Ближнем Востоке Nomura Holdings приобрел всего за $2, то есть вдвое дешевле, чем "КИТ".

Впрочем, в таких случаях интересна не сумма сделки, а объем обязательств, с которыми придется разбираться новым собственникам. Так, ВЭБу пришлось направить на исполнение текущих обязательств Связь-банка перед клиентами 59 млрд рублей. Сколько потратят "АЛРОСА" и РЖД, пока неизвестно, однако несколько источников на рынке в беседе с агентством "Интерфакс-АФИ" оценили объем обязательств "КИТ Финанса" перед контрагентами в 100-120 млрд рублей.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });