S&P понизило рейтинг России с негативным прогнозом
Аналитики агентства связывают это решение с напряженностью в отношениях между Киевом и Москвой
Москва. 25 апреля. INTERFAX.RU - Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило долгосрочный рейтинг России по обязательствам в иностранной валюте до BBB- с BBB, сообщается в пресс-релизе агентства.
При этом краткосрочный рейтинг России в иностранной валюте был понижен до A-3 с A-2, а долгосрочный рейтинг в национальной валюте - до BBB с BBB+. Краткосрочный рейтинг в национальной валюте был подтвержден на уровне A-2.
Прогноз по долгосрочным рейтингам "негативный".
В S&P пояснили, что ожидают дальнейшего оттока как иностранного, так и внутреннего капитала из российской экономики. Этому, как считают аналитики рейтингового агентства, способствует геополитическая напряженность в отношениях между Россией и Украиной.
В течение последнего десятилетия профициты счета текущих операций в России составляли в среднем 6% ВВП. Тем не менее позиция России как нетто-кредитора по отношению к остальным странам была волатильной: стоимость чистых активов достигала 43% поступлений по счету текущих операций (СТО) в 2008 году и снижалась до 4% в 2010 году, отмечается в пресс-релизе S&P. Эта ситуация объяснялась чистым оттоком капитала из частного сектора в результате слабой, по мнению аналитиков агентства, бизнес-среды.
В течение пяти лет до 2013 года средние темпы оттока капитала из РФ составляли $57 млрд в год, тогда как лишь в первом квартале 2014 года отток капитала составил уже $51 млрд ($64 млрд с учетом транзакций в иностранной валюте между российскими банками и ЦБ), главным образом на фоне роста геополитической напряженности, отмечается в сообщении агентства.
Прогнозы Standard & Poor's
В S&P ожидают, что профицит счета текущих операций РФ сойдет на нет к 2015 году, так как объемы импорта будут расти быстрее, чем экспорт. Тем не менее ослабление рубля может отсрочить или предотвратить переход от профицита к дефициту счета текущих операций.
Экономический рост в России в 2013 г. замедлился до 1,3% - это самый низкий уровень начиная с 1999 г. (за исключением экономического спада в 2009 г.), отмечают в S&P. Аналитики рейтингового агентства прогнозируют, что в 2014 - 2017 гг. прирост ВВП в России в среднем составит 2,3% и будет значительно ниже предкризисного уровня (2004 - 2007 гг.), когда рост в среднем достигал 8%.
Зависимость бюджета России от поступлений, связанных с сырьевыми ресурсами, на протяжении последних нескольких лет возросла, отмечает S&P. Если в 2008 г. бюджет был сбалансированным при средней цене на нефть $55 за баррель, то, по оценкам S&P, в этом году для достижения сбалансированности бюджета потребуется, чтобы цена на нефть приближалась к $110 за баррель.
"По нашему мнению, российские политические институты остаются сравнительно слабыми, сохраняется высокая степень централизации политической власти. Протестующие, оппозиция, неправительственные организации и представители либерального политического крыла находятся под усиливающимся давлением", - говорится в пресс-релизе агентства.
Аналитики S&P не ожидают, что в 2014 - 2017 гг. правительство России будет "решительно и эффективно" устранять долгосрочные структурные проблемы, которые препятствуют повышению темпов экономического роста и связаны с высоким уровнем восприятия коррупции, относительно слабым соблюдением принципа верховенства закона, преобладающей ролью государства в экономике и неблагоприятным деловым и инвестиционным климатом.
Реакция на понижение рейтинга
После понижения рейтинга S&P рынок акций РФ обвалился к уровням более чем месячной давности. К 11:10 по московскому времени индекс ММВБ составил 1286,84 пункта (-1,1%, минимум дня - 1278,58 пункта), индекс РТС - 1126,86 пункта (-1,6%), рублевые цены большинства "фишек" на Московской бирже снизились в пределах 2,2%.
Глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев, комментируя решение S&P, назвал его отчасти политически мотивированным. При этом он признал, что отчасти оно связано и с макроэкономической ситуацией.
По мнению министра, это решение не особо отразится на поведении инвесторов.
Отвечая на вопрос о том, что Россия может сделать для повышения рейтинга, министр отметил, что существует совокупность работ по "дорожным картам", макроэкономической стабильности, а также улучшению инвестклимата, но на политическую составляющую решения Москва никак повлиять не может.
Рейтинги других агентств
В конце марта другое рейтинговое агентство Moody's поместило долгосрочный рейтинг государственных долговых обязательств Российской Федерации на пересмотр с возможностью понижения из-за ослабления экономики и выросших геополитических рисков на фоне украинского кризиса.
Другое агентство Fitch в конце марта также изменило прогноз для России со "стабильного" до "негативного", объяснив это потенциальным воздействием санкций Запада на экономику и деловой климат РФ.
В ответ на негативные прогнозы иностранных рейтинговых агентств в российском руководстве началась дискуссия о необходимости создания собственного рейтингового агентства. В частности, такую идею высказала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она пояснила, что национальное рейтинговое агентство показывало бы реальную ситуацию в российской экономике, так как было бы независимым от "ангажированных" иностранных агентств.
24 апреля вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что Россия не будет создавать собственное рейтинговое агентство, но будет поощрять партнерства российских агентств с иностранными игроками, не входящими в большую американскую тройку - Moody’s, S&P и Fitch.