Контрактная система - торгов меньше, надежд больше

Новая система госзакупок оставляет желать лучшего, но в результате доработок позволит сэкономить как минимум пятую часть бюджетных средств

Контрактная система - торгов меньше, надежд больше
Форум-выставка "Госзаказ-2013" в МВЦ "Крокус-Экспо".
Фото: РИА Новости, Руслан Кривобок

Москва. 23 апреля. INTERFAX.RU - Новая система в области госзакупок, стартовавшая в России в январе, привела к двукратному снижению числа торгов и выявила ряд проблем, однако даже критики признают, что донастройка системы может дать в будущем экономию 15 - 20% бюджетных денег.

Участники начавшего работу в среду в Москве десятого всероссийского форума-выставки "Госзаказ-2014", обсуждая итоги функционирования новой контрактной системы в первом квартале, подтвердили правильность избранной стратегии, но разошлись в вопросах тактики.

Даже главный критик замены 94-го закона о госзакупках на ФКС (44-й закон) глава ФАС Игорь Артемьев признал, что ФКС более прогрессивный механизм, просто он нуждается в донастройке и усовершенствовании.

"Что касается новой федеральной контрактной системы, то она только начинает свою жизнь. Учитывая, что это новый, продвинутый вариант высокого уровня, который уже был достигнут за счет применения 94-го закона, то нам еще предстоит, наверное, лет пять-шесть оттачивать все эти процедуры. Но они должны дать очень серьезный результат, прежде всего в сфере экономии денег. Мы должны экономить не меньше 15 - 20% бюджетных средств. Это цифры, измеряемые триллионами рублей", — сказал глава ФАС.

"Сорок четвертый закон (действующий закон о контрактной системе. — ИФ) стратегически будет лучше (старого. — ИФ) 94-го закона, когда мы его сделаем по всему жизненному циклу, когда он будет работать от планирования до качественной поставки, но, наверное, надо открыто говорить о том, что его надо поправить, поскольку практика даже первого квартала показывает несколько серьезных вызовов", — считает Артемьев.

Система госзакупок уже сейчас позволяет Москве сберегать каждый четвертый рубль, она "более гибкая и эффективная", повышает открытость, сказал на форуме мэр Москвы Сергей Собянин.

Согласно данным аналитической системы "СПАРК-Маркетинг", в первом квартале число торговых процедур сократилось в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но ситуация от месяца к месяцу заметно выправляется.

Так, количество закупок в январе 2014 года снизилось на 88% по отношению к количеству закупок в январе 2013 года, хотя январь 2013 года в сравнении с январем 2012 года показывал прирост в 30%. В феврале 2014 года снижение составило 46%, в марте — уже 32%. Торги проводили в 2,5 раза меньше заказчиков, чем год назад.

"Очень многие заказчики, даже ругая старый, 94-й закон, предпочли в III и IV кварталах провести закупки по тем механизмам, которые они знают. По 94-му закону конкурс давал 5,5% экономии, аукцион — 13,7% экономии. Пока предварительные цифры, к ним очень серьезно не надо относиться, так как цифровой ряд — только первый квартал: конкурс дает 2,8%, а аукцион - 4,9% экономии", — констатировал глава ФАС.

Артемьев, в частности, не согласен с нормой, когда даже для типовой застройки детских садов, школ, домов все заказы на сумму свыше 150 млн рублей идут не через электронный аукцион, а через конкурс.

"Конкурс оказался бумажный. Где-то рядом в каптерке стоит чайник на пару. 90-е годы легко вспоминаются — конверты открываются, делаются звонки о том, что нужно поменять оферту, все это неконтролируемым образом происходит — в отличие от электронных конкурсов и торгов. В общем, мы вернулись в прекрасные 90-е темные годы по бюджетообразующим вещам — это несколько триллионов рублей, если учитывать и 223-й закон (закупки госкомпаниями и госкорпорациями. — ИФ)", — сказал он. При этом, по его словам, стали укрупняться лоты, чтобы были не аукционы, а конкурсы.

"Это проблема, которая является ключевой. Поэтому нужно менять это правило однозначно в отношении типовых строек прежде всего", — подчеркнул глава ФАС.

Кроме того, по его словам, сохраняется проблема в администрировании субъективного критерия. "В результате имеем 40% субъективного критерия, а это означает, что по большинству этих самых бумажных конкурсов одним ноль ставится, а другим 40 баллов. Тот, кому поставили ноль баллов, он должен цену сбить более чем в 2 раза, чтобы перебить предложение, но и этого он не сможет сделать, так как попадет под антидемпинговые процедуры", — отметил он.

"Это мы все нашим уважаемым руководителям докладываем, что мы строим конкурентную систему. А оказывается, что количество подрядчиков при этом снижается. Они не допускаются либо они оказываются в бессмысленном мире, где они еще даже чихнуть не успели, а уже проиграли: сорок - ноль. Есть известная песенка "Аргентина — Ямайка: пять - ноль". А здесь сразу сорок - ноль. О чем тогда говорить?" — задался вопросом Артемьев. По его мнению, нужно "немедленно менять этот субъективизм на объективизацию".

Глава ФАС также обратил внимание на так называемый ограниченный конкурс, по которому должны идти особо сложные и опасные объекты. "Но закон при этом не дает определения этих объектов. В результате все идут на ограниченный конкурс, и в предквалификации устанавливаются требования под нужного подрядчика", — отметил он.

"Но что совсем не лезет ни в какие ворота, на мой взгляд, так это то, что мы сохраняем так называемую параллельную систему обхода госзаказа через механизм субсидий", — заявил Артемьев. По его словам, до 2017 года "можно, если очень хочешь, вообще не проводить никаких торгов, а просто из бюджета муниципального образования дать субсидию своему ГУПу". "А ГУП не подчиняется 44-му закону, а по 223-му закону может сам установить процедуру закупки. Таким образом может до четверти бюджета, особенно в крупных муниципальных образованиях, вообще выводиться из-под системы госзакупок. Эта система должна быть отменена. Только в особых случаях по разрешению правительства РФ можно себе представить субсидии без торгов", — сказал глава ФАС.

Касаясь малого бизнеса, Артемьев отметил, что нужно наладить четкое администрирование выполнения нормы о выделении квоты в госзакупках для предпринимателей. Если такие нормы, не выполняются, то, по его мнению, нужно будет ужесточить штрафы в 10 раз.

Артемьев считает, что нужно быстро ликвидировать перечисленные "дыры", которые дискредитируют всю систему, которая обеспечивает около 15% российского ВВП.

По итогам проведения форума-выставки "Госзаказ-2014" планируется одобрить резолюцию с предложениями по совершенствованию системы госзакупок, документ будет направлен в Госдуму, Совет Федерации, правительство РФ, администрацию президента РФ.

Федеральный закон № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступивший в силу с 1 января, регулирует не только сам процесс закупок, но и их планирование, контроль за этой сферой. Вводятся новые процедуры закупок, появилась возможность заключения контрактов жизненного цикла (от проектирования до эксплуатации сложных объектов). Уже действуют нормы, снижающие коррупционные риски, — это, в частности, сокращение перечня и случаев закупок у единственного поставщика. Должна быть создана единая информационная система, введен единый каталог товаров и услуг, чтобы облегчить поиск поставщиками размещаемых заказов.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });