Пришествие iPhone: Apple – forever?

Начало официальных продаж iPhone 3G в России собрало у салонов связи поклонников Apple (километровых очередей не получилось). Все они говорили об удобстве новых аппаратов, но вот в чем оно, объяснить смогли единицы

Пришествие iPhone: Apple – forever?
Фото: Reuters

Москва. 3 октября. INTERFAX.RU - Когда-нибудь этому феномену найдут объяснение. Когда-нибудь кто-нибудь поймет, в чем же был секрет. Однако пока остается просто констатировать факт - все, что производит компания Apple, вне зависимости от качества и практичности продукта, у определенной части населения России становится популярным с первой минуты. Более того, оно становится знаком принадлежности к "избранным", несчастное надкушенное яблоко превращается в знак касты. И если раньше знаковым было наличие у человека компьютера Apple, без которого ты мог превратиться в "неприкасаемого", теперь в определенных кругах такой же росписью в несостоятельности может стать отсутствие телефона iPhone 3G.

Именно потому с момента появления смартфонов Apple на мировом рынке они стали не просто очередным товаром, они превратились в объект вожделения. Друзья, родственники и знакомые везли своим одержимым близким телефоны из-за границы. Здесь они перепрошивались, причем часто не по одному разу, чтобы заставить неадаптированные к российским сетям аппараты работать. Они перекупались за большие деньги на рынке "серых" аппаратов - согласно статистике, с июля прошлого года, когда начались продажи первой модели iPhone в США, в России нелегально были проданы порядка 400 тыс. аппаратов. В Интернете на форумах, где обитают apple-addicted people, тут и там вывешивались объявления формата "куплю-продам".

Официального появления iPhone на российском рынке ждали долго. Причем слухи о том, какая из российских компаний "большой тройки" подпишет-таки соглашение с Applе Inc., все время обновлялись в пользу то одного, то другого, то третьего оператора. Первой благая весть о долгожданном подписании пришла от "Вымпелкома" ("Билайн") - 28 августа представители компании заявили о подписании соглашения. Вскоре подтянулись и конкуренты: 2 сентября о подписании соглашения сообщили представители "Мегафона", а затем, 5 сентября, круг "большой тройки" замкнулся - "Мобильные Телесистемы" (МТС) порадовали своих поклонников аналогичной информацией. Сегодня, в ночь со 2 на 3 октября 2008 г., в 0:00 в салонах связи начались продажи iPhone 3G. Как и в остальных странах, продаются они в пакете с контрактом , цена аппарата зависит от выбранного объема памяти (8 и 16 гигабайт). И, как сообщили представители торговых точек, собравшие заявки на данные телефоны, пока большей популярностью пользуется модель с большим объемом памяти.

В Штатах, да и, собственно, по всему миру начало продаж iPhone сопровождалось настоящим ажиотажем. Люди выстраивались в очереди, а сами аппараты отдавались как пакеты молока в советских магазинах во временя дефицита - по одному в руки. Жажда обладания модным гаджетом была так высока, что позволила Apple побить все предустановленные им экспертами планки. Так, после появления iPhone 3G в США и еще 21 стране за первые три дня было продано 400 тыс. аппаратов, что сам Стив Джобс, глава Apple Inc., назвал "ошеломляющим результатом". Магазины не успевали подвозить телефоны, а на 5-й Авеню в Нью-Йорке в круглосуточном магазине Applе порой выстраивалась очередь в несколько сотен человек.

В России, правда, столь триумфальный старт не удался. Несмотря на большое количество поклонников Apple в больших городах, выстроить очереди как в приснопамятные времена дефицита не получилось, но создать легкий ажиотаж в Москве все-таки смогли. Около полуночи у круглосуточных салонов связи, в первую очередь, флагманских магазинов операторов, начали собираться люди. Предварял торговлю последний удар – в рекламном рывке салоны и операторы бросили на улицы распространителей листовок. В частности, таковые гуляли по Тверской улице, не скрывая, что были наняты непосредственно перед началом продаж. Причем некоторые торговые точки "абонировали" юношей и девушек, бороздящих главную магистраль столицы, практически на всю ночь. Раздающие листовки энтузиазм нанимателей явно не очень понимали, но старались.

У самих же магазинов около полуночи стали кучковаться люди. Так, у флагманского салона "Билайн" собрались чуть больше десяти человек, главным образом юноши в возрасте от 19 до 25 лет, студенты технических вузов и факультетов. Первый же из них приехал к торговой точке за два часа и с гордостью сообщил корреспонденту interfax.ru, что приобретение iPhone станет едва ли не главным воспоминанием в его жизни. Надо отметить, что юноши оказались весьма знающими в вопросах операционных систем и "начинок" различных телефонов и буквально засыпали в беседе корреспондента разговорами о том, как полезен и удобен в жизни телефон от Apple. На вопрос, готовы ли они променять его на что-то иное, они засомневались, а один сказал, что верит в вечное технологическое первенство данной американской компании. Правда, нашлись и те, кто никогда iPhone в руках не держал, но с апломбом утверждали, что он практичен и просто-таки необходим в хозяйстве. А один юноша заметил, что, собственно, iPhone нужен ему для утренних пробежек – выверять маршрут и скорость передвижения.

Толпа у салона Z-Store ("Мегафон") на Тверской оказалась значительно больше – около часа ночи в очереди стояли порядка двадцати-тридцати человек, которых, помимо прочего, завлекали чаем и кофе. Правда, во всей этой очереди нашелся лишь один человек, который смог внятно объяснить пресловутое технологическое превосходство Apple над другими производителями телефонов. Остальные же отделывались общими фразами: "Мне нравится дизайн", "Он удобный", "Я пробовал у друга, и мне понравилось", "А вы знаете, что такое usability?" Девушки в конце очереди приехали из пригорода, объяснив ночное стояние у магазина под дождем и пронизывающим ветром тем, что днем им все равно было бы неудобно ехать. И признались, что на вторую подобную презентацию даже превосходящей все ожидания технологической новинки они бы уже не поехали. Общий возраст вожделеющих телефон с "яблоком" все тот же – от 18 и до 30. Функционал, который собираются использовать большинство потребителей, - это, собственно, совершение телефонных звонков, навигатор и выход в Интернет.

Милиционеры, которые наблюдали издали за очередью, сказали корреспонденту interfax.ru, что они сами ничего о телефоне iPhone 3G не знают и, осведомившись о цене, заметили, что покупать подобную технику им не по карману.

У флагманского салона МТС собрались порядка 20 человек, те, кто приехал раньше всех, оказались вознаграждены за терпение и волю к победе – компания в рамках рекламной акции первым пяти покупателям при покупке одного iPhone дарила второй.

Надо отметить, что очереди возникали только в разрекламированных торговых точках. В прочих же круглосуточных магазинах, продающих телефоны, толп не наблюдалось. Так, во Дворце связи "Евросети" на Тверской во втором часу ночи среди порядка десяти покупателей не нашлось ни одного человека, который бы покупал iPhone. Правда, продавцы заверили нашего корреспондента в том, что люди были. И не просто смотрели, но и покупали: за первый час, по их словам, им удалось продать 45 телефонов Apple.

Что же касается представителей "большой тройки", то они в четверг поздно вечером излучали оптимизм. Так, вице-президент компании "Вымпелком" Владимир Рябоконь много шутил, сообщил, что компания не отказывается от заявленных ранее цифр сбыта – миллион аппаратов. Причем ставка делается не только на крупнейшие города России, но и на регионы, где, по данным компании, так же существует спрос на телефоны Apple. Общий же оптимистический настрой выразился во фразе о перспективах: "Apple – forever". Что важно, представители компании уточнили, что в Москве уже существует сертифицированный сервисный центр, который будет обслуживать пользователей iPhone, приобретенные в салонах "Билайн", причем на время ремонта клиенту будет выдаваться другой аппарат той же марки и модели.

Представители МТС не стали сразу углубляться в тонкости продаж iPhone, а сперва посвятили журналистов в вопрос редизайна салонов, отметив, что презентация проходит уже салоне нового дизайна. Они были более осторожны в прогнозах относительно продаж, но и они, очевидно, не намерены отказывать от заявленных вполне серьезных цифр. Помимо этого, было подчеркнуто, что iPhone, приобретенный в салонах МТС, можно будет использовать с sim-картой любого из операторов "большой тройки". А тем же, кто верен МТС, не придется менять номер при покупке телефона Apple со специальным тарифным планом (такие планы предусмотрены всеми компаниями, с ними можно ознакомиться на сайтах операторов) – достаточно будет перевыпустить sim-карту.

Около двух ночи очереди у салонов - там, где они все-таки были - стали исчезать. Очевидно, что утром в магазины подтянется новый поток клиентов, тех, кто решил не жертвовать своим сном во имя моды, удобства или высоких технологий (мы оставляем вам выбирать любую из этих категорий или все сразу). Но российский Новый год компании Apple только начался. Через год мы узнаем, кто же, все-таки, был прав: скептики, которые говорили, что iPhone не станут аппаратами для всех и каждого наряду с прочими уже известными и испробованными россиянами марками телефонов, или же те, кто пророчил "яблокам" большое будущее.

Пока же можно только составить собирательный портрет рядового московского покупателя iPhone: это юноши в возрасте от 18 до 30, которые верят в то, что iPhone удобнее всех других телефонных аппаратов (правда, объяснить на конкретных примерах, в чем удобство, могут только единицы - например, сравнивая операционные системы или touch-интерфейс). Один 20-летний юноша честно сознался, что для него iPhone - это гаджет-наркотик, отказаться от которого невозможно даже с учетом некоторых неудобств аппарата. Девушки (возрастная группа та же) движимы в основном внешней привлекательностью аппаратов, но при этом совершенно не осведомлены о "начинке" вызвавшего столько шума гаджета. Они, как водится, руководствуются красотой и модой. B каждой очереди нашлись люди, которые собираются преподнести утром третьего октября iPhone в подарок.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });