Иван Таврин: "У нас есть возможность в 2014 г. потратить немного больше"

Гендиректор "Мегафона" рассказал в интервью "Интерфаксу", как компания продолжит расти на фоне замедления отрасли и национальной экономики

Иван Таврин: "У нас есть возможность в 2014 г. потратить немного больше"
Директор ОАО "Мегафон" Иван Таврин.

Давос. 28 января. INTERFAX.RU - Российский рынок сотовой связи перешел из 2013 года в нынешний с пониманием, что время бурного роста доходов прошло, а необходимость инвестировать в развитие сетей осталась. В интервью "Интерфаксу" генеральный директор ОАО "Мегафон" Иван Таврин поделился мнением о том, как бизнесу продолжать расти на фоне замедления отрасли и национальной экономики, можно ли сохранять CAPEX и параллельно финансировать Олимпиаду и стоит ли в 2014 году начинать банковский проект и выпускать на биржу нового эмитента.

- На рынке сотовой связи голосовые услуги все больше уходят на второй план, уступая место передаче данных. При этом во второй половине 2013 года "Мегафон" демонстрировал замедление темпов роста выручки от data-трафика. Что это - сезонное изменение или сложившийся тренд, и, учитывая замедление в передаче данных, какие точки роста бизнеса "Мегафон" видит в 2014 году?

- Несмотря на некоторое снижение темпов роста выручки от data-трафика в третьем квартале, мы по-прежнему оставались лидерами в мобильной передаче данных по итогам 9 месяцев 2013 года, и однозначно "Мегафон" - абсолютный лидер в 4G. В 2013 году мы сделали огромный шаг в развитии этого направления: купили компании "Скартел" и Yota. Мы получили стратегическое преимущество перед другими операторами и по спектру частот, и по покрытию сети 4G - буквально на днях, кстати, мы объявим о запуске LTE в юбилейном, пятидесятом регионе России.

Да, сейчас передача данных в России не растет так, как росла два-три года назад, и это нормально. Однако потенциал мобильного интернета по-прежнему велик. Мы считаем, что растущие спрос и предложение, особенно недорогих смартфонов и планшетов в ближайшие несколько лет поддержат рост сегмента передачи данных; в наших салонах представлено уже 25 устройств с поддержкой 4G в различных ценовых категориях. На днях к ним добавились и iPhone 5S и 5C.

Второй фактор - это рост популярности дополнительных услуг: высокие скорости интернета позволяют смотреть видео на мобильных устройствах в высоком качестве, пользоваться финансовыми и другими услугами. Кроме того, есть несколько отраслей, где мобильный интернет ещене достаточно используется, к примеру М2М. За рубежом операторы зачастую продают больше SIM-карт для автоматизированных устройств, чем для обычных абонентов. Для нас это еще одна возможность роста.

- То есть, учитывая все эти возможности, говорить о том, что рост data-трафика находится в депрессивной зоне, пока неправильно?

- Да, это было бы некорректно. Скорее, наоборот: передача данных в развитых странах становится основной услугой. Там, где голосовые услуги практически не растут, прежде всего в Европе и Америке, появляются единые пакетные тарифы, когда SMS и голос объединяются с передачей данных. Это позволяет операторам поддерживать ARPU на достаточно стабильном уровне. Мы видим такую же тенденцию и на российском рынке.

- В России сейчас продолжается активное разворачивание сетей, в том числе LTE. Каковы ваши планы по CAPEX на 2014 год?

- Мы давали прогноз по CAPEX во время IPO в размере от 165 до 180 млрд рублей с 2013 по 2015 год – в среднем по 55 - 60 млрд. рублей в год. Мы собираемся придерживаться этих цифр в 2014 году.

- Но пока инвестиции оказываются даже немного ниже: в 2012 году они составили 44 млрд рублей, в 2013 году – 50 - 55 млрд рублей…

- То, что инвестиции были немного ниже, означает, что у нас есть возможность, в том числе и в 2014 году, потратить немного больше. Объем зависит и от нашего инвестиционного процесса - мы очень тщательно прорабатываем все инвестиционные проекты, добиваемся максимальной эффективности. Мы хотим вкладываться в первую очередь в проекты, необходимые для бизнеса, проекты, которые будут окупаться.

- То есть ваш прогноз – 55 - 60 млрд рублей в год – это верхняя планка и это не означает, что вы не можете потратить меньше?

- Не означает.

- Один из ваших крупных проектов, переходящих в этот год – Олимпиада в Сочи, до начала которой остались считанные дни. Насколько мы знаем, вложения "Мегафона" в проект были достаточно большими.

- Я только вчера вернулся из Сочи. Бываю там по два-три раза в неделю. Мы вложили в этот проект около 10 млрд рублей. С одной стороны, эти инвестиции будут окупаться благодаря росту доли "Мегафона" на рынке региона. С 2009 по 2013 год количество наших абонентов в Сочи и Краснодарском крае выросло с 14% до 28%, а доля по выручке возросла с 17% до 33%.

С другой стороны, это очень важный проект для нашего имиджа. Мы завершили строительство 100% объектов связи для Олимпийских игр, наша связь работает на всех стадионах, в горах и на побережье. Мобильное покрытие Большого Сочи обеспечивают 1000 базовых станций разных стандартов, в том числе и 4G. Мы будем единственным оператором с сетью четвертого поколения на играх, и, кстати, это будут первые в истории игры с 4G. Не сомневаюсь, что наши клиенты - гости и участники Олимпиады - оценят качество связи и скорость мобильного интернета.

- Олимпиада – международное событие, а "Мегафон" среди операторов "большой тройки" более всех ориентирован именно на Россию. Не пропадает ли в связи с этим маркетинговый потенциал?

- Знаете, мы не рассматриваем этот проект как возможность выхода на зарубежные рынки. Наша стратегия оставаться российской компанией не меняется. "Мегафон" - генеральный партнер Игр в категории "национальных спонсоров", и наши маркетинговые права распространяются только в пределах России.

- У вас есть оценки, как участие в сочинской Олимпиаде может повлиять на приток абонентов оператора как в регионе, так и в целом по стране?

- Конечно, имидж оператора Олимпийских игр положительно влияет на приток абонентов. Причем не только частных, но и корпоративных, в том числе государственных клиентов. За время подготовки к Играм нашими новыми клиентами стали Министерство внутренних дел, Сбербанк, Volkswagen, "Аэрофлот".

- Прошло уже около двух месяцев с момента внедрения MNP. Каковы первые итоги – вы в плюсе или вы в минусе по притоку и оттоку абонентов?

- Согласно статистике базы данных перенесенных номеров, к нам перешло больше всего клиентов. Но первые цифры не показательны. Предстоит приложить еще много усилий, чтобы клиент получил полноценную, качественную услугу.

- Есть уже примеры каких-то крупных B2B или B2G-клиентов, которые воспользовались MNP и к вам перешли?

- У нас достаточно большой приток корпоративных и государственных клиентов и без MNP - в результате побед на конкурсах. Именно эта услуга станет популярной только при положительной практике перенесения номеров. Мы рассчитываем на добросовестное отношение к заявкам пользователей со стороны всех участников процесса. Яркий пример крупного государственного клиента, который выбрал нас, – это Совет Федерации. Мы победили в конкурсе, однако заявка на перенос номеров не была во время рассмотрена предыдущим операторам. В результате перенос до сих пор не состоялся. Мы считаем, что такие ситуации должны стать объектом пристального внимания регулирующих органов.

- На ваш взгляд, MNP не заработало на полную силу, потому что не было доработано или просто нет такого спроса на эту услугу?

- Конечно, то, что ажиотажного спроса на MNP нет, может говорить и о лояльности абонентов к своим оператором. Мировой опыт внедрения MNP доказывает, что вывод на рынок принципиально новых решений никогда не обходится без проблем. Существующие сейчас трудности возникли по ряду причин: во-первых, нормативные акты принимались в очень сжатые сроки, и работа по ним до конца не выстроена у всех операторов; во-вторых, оператор базы данных был выбран буквально в самый последний момент, и услуга запускалась без полноценного предварительного тестирования.

Я считаю, что в MNP нам нужно как можно скорее уйти от влияния человеческого фактора. Это должна быть автоматизированная система. Или она есть, или ее нет. Сейчас мы находимся где-то посередине, и меня это очень сильно беспокоит, потому что клиенты "Мегафона" не могут получить от нас гарантий 100% качества этой услуги.

- По итогам 2013 года "Мегафон" занимал лидирующую позицию на рынке связи 4G в России. Как думаете, вам удастся сохранить эту позицию в 2014 году, учитывая активное строительство сетей конкурентов? Насколько может вырасти количество абонентов, пользующихся услугами 4G от "Мегафона", в 2014 году?

- Мы не делаем сейчас прогнозов по количеству абонентов на конец 2014 года. Но я уверен, что "Мегафон" останется лидером в 4G. Мы сделали существенные инвестиции в это направление.

Помимо того что "Мегафон" выиграл частоты на федеральном конкурсе, мы купили компании "Скартел" и Yota, в результате получили колоссальный частотный ресурс. Эффект от сделки для бизнеса мы сможем оценить не в 2014 году, а позднее, когда 4G будет действительно массовой услугой, а проникновение мобильных устройств с поддержкой 4G вырастет. Но уже сейчас эта сделка позволила сократить время на развертывание сетей 4G и в короткие сроки предложить услуги четвертого поколения на территории, где проживает треть населения России. Четвертое поколение по-прежнему является для нас одним из ключевых направлений с точки зрения капитальных затрат и наша маркетинговая активность во многом направлена на услуги 4G.

- В феврале собрание акционеров планирует одобрить покупку инфраструктуры у "Скартела" для дальнейшей интеграции. Какие возможности по сокращению затрат есть в этой сделке?

- Мы делаем оценки по сокращению затрат внутри компании, но пока не раскрываем их. Обычная логика подсказывает, что интегрировать уже существующую сеть гораздо выгоднее, чем разворачивать ее же с нуля. Это в первую очередь позволяет нам экономить время. Мы благодарны акционерам компании Garsdale, у которой приобретали "Скартел" и Yota, за то что более года они несли капитальные затраты на строительство сети, в то время как мы уже оказывали услугу, рекламировали ее. Выкупив сеть "Скартела" и объединив ее с сетью "Мегафона", мы сможем сэкономить на закупках оборудования и обслуживании сети.

- А что будет с соглашением о работе по модели виртуального оператора, которое было подписано между "Мегафоном" и "Скартелом"?

- Это будет зависеть от стратегии развития компании, которая сейчас обсуждается. Я пока не могу ее комментировать.

- Вы говорили в прошлом году о том, что потенциально "Мегафон" был бы не против IPO "Евросети" и что компания полностью готова к этому шагу. Если вспоминать первую попытку размещения "Евросети", то она была, мягко говоря, не очень успешной. Почему вы думаете, что вторая попытка будет лучше, особенно теперь, когда инвесторов может волновать завязанность бизнеса ритейлера на двух акционеров?

- Я не был свидетелем первой попытки IPO "Евросети" и не хотел бы ее комментировать. Знаю, что с нашим приходом в "Евросеть" этот бизнес стал более стабильным. На мой взгляд, такой актив, как "Евросеть", можно разместить на публичном рынке уже только потому, что у него есть два клиента, которые всегда будут заинтересованы в его услугах. Что нужно инвесторам? Прежде всего стабильность и прогнозируемость доходов.

Второе, что есть у "Евросети", – это большая доля рынка в оборудовании, в приеме платежей и других сферах. Это хороший актив, и я думаю, что он также заинтересует инвесторов.

У нас сейчас нет цели проводить IPO "Евросети" в ближайшие дни, месяцы, и даже в 2014 году. Но я не раз заявлял о том, что "Мегафон" однозначно будет приветствовать этот шаг.

- Вам это интересно как докапитализация "Евросети" или как монетизация своих инвестиций?

- Важно и то и другое.

- Пока у "Мегафона" напрямую находится 25% "Евросети". Когда может быть реализован опцион на покупку у Garsdale еще 25% и отчего зависят эти сроки?

- Опцион точно будет реализован. Вопрос сроков его реализации зависит в том числе и от продавца. У нас есть право и обязанность закрыть эту сделку в течение двух лет с момента ее совершения. Но я предполагаю, что это должно произойти в течение этого года.

- Какой инструмент оплаты вы намерены задействовать – деньги или казначейские акции?

- Все будет зависеть от того, сколько будут стоить наши акции, от нашей кэш-позиции. Есть достаточное количество факторов, которые будут определять, чем мы будем платить. Решение будет принято в то конкретное время, когда мы будем совершать сделку.

- Вы официально сообщали о поиске партнера в банковском секторе для создания СП. Какие банки для вас представляют интерес? Как идут переговоры и скоро ли можно ожидать появления у "Мегафона" собственного банковского проекта?

- Мы действительно хотели бы сделать совместное предприятие, однако не торопимся с этим. Несмотря на рост банковского кредитования физических лиц, как вы знаете, его ждут не самые простые времена. Во всем мире государство начинает сильнее регулировать этот процесс.

В СП мы готовы вложить наш бренд, знание наших клиентов. От нашего партнера мы, в свою очередь, ожидаем финансового участия, умения управлять и, конечно же, опыта банковской деятельности. Мы понимаем, что именно этот партнер будет контролировать данное совместное предприятие – и управленчески, и с точки зрения доли. Мы хотим, чтобы это был акционер, владеющий мажоритарной долей в компании. Пока мы только начинаем изучение этого рынка, выходим на контакты с банками, анализируем ситуацию и еще не ведем никаких переговоров.

Мы находимся в самой начальной стадии этого процесса и не можем гарантировать, что проект будет реализован в этом году.

- Какого-то short-листа, каких-то фаворитов для создания СП сейчас нет?

- Пока нет.

- Какие направления для мобильного бизнеса в финансовых услугах вы считаете наиболее перспективными?

- Есть несколько таких направлений. Во-первых, это все, что связано с платежами. Мы однозначно будем хорошим каналом для проведения платежей. Во-вторых, это кредитование. Мы, как оператор, можем оценить платежеспособность клиента, сделать выводы о том, насколько он качественный заемщик.

- Государство в конце года утвердило принцип технейтральности. "Мегафон" планирует в 2014 году прибегать к этому принципу и если да, то в каких диапазонах и в каких регионах? Насколько обременения, предложенные государством для технейтральных частот, станут заградительным фактором?

- Мы рассматриваем возможность использовать принцип технейтральности для поддержания лидерства по передаче данных. В основном это будут регионы, в которых нам необходимо усилить свои позиции на рынке. Если в результате оценки затрат на рефарминг спектра и обременения по покрытию малонаселенных пунктов решение будет экономически оправданным, мы им воспользуемся.

- В 2014 году Минкосвязи планирует ввести новый порядок распределения частот – через аукционы, а также разрешить операторам совместно использовать частоты и обмениваться ими. Вы уже обсуждаете с другими операторами возможные совместные проекты в этой сфере? Насколько распределение частот через аукционы упростит или усложнит (и повысит стоимость) получение частот операторами?

- Я думаю, что совместное использование – хорошая идея, и мы ее приветствуем. Однако сейчас мы не ведем ни с кем из операторов конкретных переговоров на эту тему.

Что касается аукционов, все будет зависеть от того, как они будут организованы. Операторы построили сети связи, подключили и обслуживают миллионы абонентов. Чтобы обеспечить непрерывность оказания услуг связи, необходимо продумать процедуру продления разрешений на использование частот.

- Недавно стало известно, что вы стали акционером соцсети "ВКонтакте", выкупив долю у ее основателя Павла Дурова. Что побудило вас сделать такую инвестицию и как вы, теперь как акционер, можете оценить перспективы этого актива?

- Это мои личные инвестиции. Это решение не имеет отношения к бизнесу "Мегафона", поэтому я не хотел бы его комментировать.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });