Проза жизни: как экономика влияет на литературу и писателей

Ученые обнаружили тесную связь экономики и литературы: в XX веке литературные произведения стали очень точно отражать экономические реалии эпохи

Проза жизни: как экономика влияет на литературу и писателей
Фото: РИА Новости, Сергей Пятаков

Бристоль. 10 января. FINMARKET.RU - Слова и фразы, используемые в художественной и научно-популярной литературе, - прекрасный индикатор ситуации в экономике, уверены Александр Бентли из Университета Бристоля, Пол Ормерод из Даремского университета и их коллеги. Ученые считают, что литература кроме прочего представляет собой огромный массив данных о состоянии экономики и настроении людей в ту или иную эпоху.

Они проанализировали англоязычную литературу XX века и выявили в ней слова, которые говорят об эмоциях авторов. В выборку вошло примерно 3 млн книг, это художественная и научно-популярная литература.

На этой основе они высчитали литературный "индекс несчастья" (LM) и затем сравнили его с экономическим "индексом несчастья" (EM), отражающим динамику инфляции и безработицы. Оказалось, что начиная со времен Великой депрессии оба индекса тесно связаны.

PLOS ONE

  • Литературный индекс несчастья отражает все важнейшие экономические события XX века: он резко вырос после Великой депрессии и снизился в период после Второй мировой войны, затем вновь вырос после кризиса 1970-х годов и начал снижаться в конце 1980-х годов.

  • В динамике индекса заметна волна, общая продолжительность которой составляет 41,6 года. Это примерно соответствует колебаниям экономического цикла (например, циклов Кондратьева), но не бизнес-цикла, колебания которого составляют примерно 5 - 12 лет.

  • Зависимость становится еще более очевидной, если сравнивать плавающие средние значения индексов. Лучше всего подходит интервал в 10 - 11 лет: в каждый конкретный момент сравнивается среднее значение индекса за последние 10 - 11 лет.

PLOS ONE

  • Особенно сильной зависимость между LM и EM стала после Великой депрессии.

  • Можно выделить три основные точки, когда индекс несчастья сильно вырос: после Первой мировой войны (1918 год), после Великой депрессии (1935 год) и после энергетического кризиса 1970-х годов.

  • Корреляция есть не только с индексом экономического несчастья США, но и с аналогичным индексом Великобритании. Оба индекса также коррелируют друг с другом.

  • Аналогичная зависимость была выявлена и для Германии: индекс экономического несчастья коррелирует с индексом несчастья в литературе.

PLOS ONE

Что литература может рассказать об экономике

Эту зависимость можно списать на то, что и в экономике, и в культуре есть своя циклическая динамика. Однако экономисты все-таки уверены, что между двумя показателями есть причинно-следственная связь.

  • Между динамикой показателей существует определенный временный лаг: требуется время, чтобы написать и опубликовать книгу.

  • Корреляция наблюдается не с отдельными экономическими показателями или отдельными эмоциями, связаны именно общие тенденция. Это, по мнению ученых, доказывает существование причинно-следственной связи.

  • Инфляция и безработица всегда негативно влияют на эмоции населения. Литература обязательно отразит эти изменения, если они были достаточно значительными, с временным лагом примерно в 10 лет.

  • Зависимость между двумя индексами усилилась после экономического спада 1929 года. Великая депрессия значительно повлияла на литературу того времени.

Ученые считают, что их исследование убедительно иллюстрирует одно из самых значительных изменений в общественном сознании XX века. Насущный эмоциональный опыт человечества теперь очень тесно связан с глобальными экономическими реалиями.

Хроники событий
Инфляция в РоссииИнфляция в России32 материалов
80-летие Победы в Великой Отечественной войне80-летие Победы в Великой Отечественной войне10 материалов
Военная операция на УкраинеВоенная операция на Украине5568 материалов
Смена власти в СирииСмена власти в Сирии114 материалов
Обострение палестино-израильского конфликтаОбострение палестино-израильского конфликта2063 материалов
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });