Политолог Александр Рар: "Статус беженца не позволит Ходорковскому вернуться в Россию"

Немецкий эксперт, который вместе с экс-главой МИД Германии Гансом-Дитрихом Геншером встречал экс-главу ЮКОСа в аэропорту Берлина, дал интервью "Интерфаксу"

Политолог Александр Рар: "Статус беженца не позволит Ходорковскому вернуться в Россию"
Политолог Александр Рар
Фото: РИА Новости, Михаил Климентьев

Москва. 25 декабря. INTERFAX.RU - Спустя пять дней после помилования Михаила Ходорковского и его отъезда в Германию известный немецкий политолог Александр Рар, встречавший экс-главу ЮКОСа в аэропорту Берлина, ответил на несколько вопросов заместителя главного редактора редакции внешней политики "Интерфакса" Ольги Головановой.

- Господин Рар, насколько, по вашему мнению, оправданы предположения, что Михаил Ходорковский может запросить статус беженца в Германии или какой-нибудь другой европейской стране? Могут ли быть у него такие планы?

- Я не знаю, я не настолько близок к нему. Может быть, так показалось в первый день, когда я содействовал господину Геншеру (экс-глава МИД Германии Ганс-Дитрих Геншер. - ИФ), но я не вхожу в число ближайших советников Ходорковсого.

У него есть загранпаспорт, с которым он может путешествовать. Ему этот паспорт вручили на границе, когда он выезжал из России, в него поставили визу на один год, и он действительно может ездить по территории Шенгена.

Могу себе хорошо представить, если вдруг у Михаила Ходорковского появится желание купить дом где-то в Европе, или создать какой-то фонд, или получить место работы, хотя он может сам себе его организовать вне зависимости от каких-то работодателей. Думаю, что человек с его возможностями может легко получить постоянное место жительства в любой стране Европы.

Нужен ли ему статус беженца? Если у него будет этот статус, он не сможет вернуться в Россию, а я думаю, он, конечно, хочет когда-нибудь приехать в Россию. Мы же не живем в годы "холодной войны", когда человек просит политическое убежище, а потом не может куда-то выехать, ограничен в передвижении.

Ходорковского помиловали, освободили, его больше не преследуют. У него нет оснований для получения такого статуса.

- Прошли сообщения, что Ходорковский якобы обратился к швейцарским властям за трехмесячной визой...

- Я не знаю, зачем ему швейцарская виза, если у него есть Шенген и он может спокойно туда поехать. Думаю, если он захочет поехать в США, Канаду, в азиатскую страну, тогда надо на визу подавать, а внутри Европы и Шенгена он может спокойно перемещаться.

Кстати, в моем районе в Берлине каждый третий – это выходец из России. Они живут целыми семьями. У них достаточно денег, возможностей, ПМЖ. Многие из них основали свои фирмы. Никто их отсюда не выгоняет. У них ПМЖ, российское гражданство, они тут платят налоги.

- Как вы расцениваете схему, согласно которой так гладко прошел отъезд Ходорковского в Германию? Можно ли это засчитать в копилку дипломатических побед Германии?

- Я преклоняюсь перед искусством Ганса-Дитриха Геншера. Это человек-легенда. Он не первый раз ведет такие переговоры за кулисами. Он очень хорошо представляет, как это делать. Он прекрасно вел переговоры с президентом России и другими российскими чиновниками. Ему ставили ультиматумы, он соглашался, но находя компромиссы. В этом отношении результат, которого он добился со стороны Германии, сенсационный.

Но я бы хотел акцентировать, что эта победа взаимной российско-немецкой тайной дипломатии, а не только немецкой. Россия тоже занималась этой дипломатией, ей было выгодно, чтобы Ходорковский покинул страну. Была разработана схема, в соответствии с которой обе стороны были заинтересованы и сохранили свое лицо.

- Принимал ли участие в разработке этой процедуры российский МИД, дипломаты?

- Нет, это было все через Владимира Путина. Канцлер Германии Ангела Меркель также знала о каждом шаге. Господин Геншер с ней советовался, информировал ее, и она поддерживала его.

- Почему же тогда именно в эти дни стало известно, что госпожа Меркель приняла решение не ехать на Олимпийские игры в Сочи?

- Я действительно не понимаю, почему она в этот момент, когда Ходорковский оказался в Германии и мы говорим о нормализации отношений Германии с Россией, должна заявлять, что она не едет на Олимпиаду в Сочи. Можно было промолчать, оставить ответ на этот вопрос, как и две недели назад, в тумане. Зачем себя загонять в угол?!

Невероятно, даже утопично, но вдруг немецкая хоккейная команда пройдет в финал вместе с российской. Тогда весь мир будет смотреть игру. Что, госпожа Меркель не поехала бы? Конечно, поехала бы. Но, так как она сказала, что не едет в Сочи, она себе закрывает возможность оказать поддержку немецкой команде в Сочи, а немецкая команда может добиться больших результатов и далеко дойти.

С другой стороны, она ни на одной Олимпиаде не была. Может быть, она не хочет связывать спорт с политикой, считая, что Германию стоит представлять главе МВД, ответственному за спорт.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений