Альтернатива шатающемуся доллару
На фоне прогнозов экспертов о дальнейшем ослаблении доллара все более вероятной становится давно обсуждаемая разными странами схема оплаты в национальной валюте
Москва. 24 сентября. INTERFAX.RU - Доллар в обменниках опять упал ниже 25 рублей. Кто не успел поменять "зеленые" на прошлой неделе мог и опоздать: эксперты полагают, что программа правительства США по вливанию $700 млрд в финансовую систему подорвала позиции американской валюты на мировых рынках. Ничего хорошего в ближайшей перспективе эксперты доллару не обещают. На фоне пикирующего вниз курса все большее число стран при взаиморасчетах и торговле друг с другом предпочитают использовать национальные валюты. А некоторые - ищут возможность создания новых валютных союзов аналогичных европейскому.
Некогда всеми любимый доллар вдруг превратился в пасынка за чужым столом. Диверсификация золотовалютных резервов в пользу других валют стала общемировым трендом. По данным МВФ, если в 1999 г. на долларовые активы приходился 71 % всех ЗВР мира, то сейчас - меньше 65 %. Свою валютную политику - преимущественно в пользу евро - перестраивают не только центробанки, но и сырьевые компании и инвестиционные фонды. По словам влиятельного финансового гуру, экс-главы Федеральной резервной системы США Алана Гринспена, в настоящее время в евро хранятся уже около 25 % резервов всех центральных банков и 39 % ликвидных требований в частном секторе.
Все более актуальным становится вопрос: в какой валюте должны устанавливаться мировые цены на нефть? Для ряда членов ОПЕК - в первую очередь Венесуэлы, Эквадора и Ирана - отказ от обесценивающегося доллара имеет не только экономическое, но и политическое значение. Лидеры этих стран уже пообещали сделать все от них зависящее, чтобы мировые цены на "черное золото" перестали устанавливаться в американской валюте, которую Махмуд Ахмадинежад назвал "никчемным клочком бумаги". В настоящее время Иран продает за доллары только 15% своей нефти, хотя еще совсем недавно этот показатель превышал 70%. Венесуэла, по словам Уго Чавеса, в ближайшее время также намерена полностью перейти на расчеты в евро со своими торговыми партнерами. В эфире программы "Алло, президент!" он объявил, что в настоящее время на долю доллара приходится всего 1% ЗВР Венесуэлы.
Россия ранее весьма осторожно высказывалась о перспективах замены доллара на другую валюту в торговле нефтью. Министр финансов РФ Алексей Кудрин говорил, что это будет возможно не раньше, чем лет через пять. Причем, рубль, по его мнению, все еще довольно слаб, чтобы взять на себя эту почетную миссию. "Стабильность России в последние 8 лет для мирового рынка еще является недостаточным периодом, чтобы считать, что рублевые цены стали стабильными и в них можно вести расчеты", - заявлял в начале года глава российского Минфина.
Однако премьер-министр РФ Владимир Путин, как оказалось, не разделяет опасений своего подчиненного. На инвестиционном форуме в Сочи, который состоялся на прошлой неделе, он высказался за переход на рублевые взаиморасчеты в ряде проектов нефтегазовой отрасли. В частности, по словам Путина, было бы логично перевести в рубли стоимость энергоресурсов, которые Россия отгружает Белоруссии. Сейчас расчет за поставки осуществляется в долларах.
Россия и Китай также ведут переговоры о том, чтобы перевести взаиморасчеты в двусторонней торговле на национальные валюты. По мнению экспертов, отказ от использования доллара обезопасит многомиллиардные торговые операции от внешний факторов, в первую очередь от последствий американского кризиса.
Аналогичную схему бегства от доллара уже одобрили Бразилия и Аргентина: 9 сентября 2008 г. президенты крупнейших стран Латинской Америки подписали соглашение о переходе в межгосударственных платежах и торговле на бразильские реалы и аргентинские песо. "Расчеты в национальных валютах подстегнут торговлю в регионе и помогут укрепить экономические связи", - пояснила пресс-служба бразильского лидера Луиса да Силва. Не исключено, что к "антидолларовому" соглашению между Аргентиной и Бразилией, вскоре присоединятся и другие создатели "Банка Юга" - Боливия, Эквадор, Парагвай, Уругвай и Венесуэла. А дальнейшим этапом может стать введение единой валюты для стран региона.
Своя валюта уже к 2010 г. может появится и у пяти стран, входящих в Совет сотрудничества стран Персидского залива. На днях министры финансов Бахрейна, Кувейта, Катара, Саудовской Аравии и ОАЭ договорились об учреждении валютного союза и принятии единой денежной единицы - "динара Залива". По мнению главы Международного валютного фонда Доменика Штрауса-Кана, валютная кооперация стран Персидского залива будет способствовать развитию свободной торговли, и снизит зависимость экономики региона от американского доллара. Однако прежде, чем мечта о "динаре Залива" станет явью, государствам-участникам необходимо разработать концепцию общего центрального банка и определить режимы перехода на единую валюту, как это было сделано в свое время в еврозоне. Кроме того, монетарным ведомствам необходимо обуздать инфляцию, которая в некоторых странах вышла на опасный уровень, и может стать главной помехой на пути введения единой региональной валюты в намеченные сроки. Впрочем, переход на новые деньги в Персидском Заливе практически неизбежен. Если не в 2010 г., то в 2011-2012 гг. доллар перестанет играть главенствующую роль в стратегически важном для экономики США регионе.
Гораздо менее перспективным выглядит предложение иранского президента Махмуда Ахмадинежада учредить новую единую валюту для использования во взаимной торговле между странами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Для того чтобы подобный проект был успешным, необходимо, чтобы экономики стран, входящих в новый валютный союз, находились примерно на одинаковом уровне развития, а ни одна страна ШОС пока не может сравниться Китаем. Однако на фоне продолжающегося кризиса американской финансовой системы ШОС все-таки может принять решение об отказе от доллара. Например, в пользу рубля или юаня.
/Интерфакс, Алиса Чудакова/